вторник, 22 декабря 2015 г.

Поиграндки #51: Sylvion, Basari, Isle of Skye, Брюгге, Ginkgopolis, Пуэрто-Рико


Сегодняшний постюбилейный выпуск мне бы хотелось начать не с игровых встреч в Игрании, а с открытия, откровения, даже не знаю, какие должны быть точные эпитеты для этой соло-игры. Мне совершенно непонятно, почему об этой игре до сих пор так мало информации в русскоязычном сегменте настольных игр. Если кто-то спросит меня, какие игры произвели на меня наибольшее впечатление за последние пару месяцев, так я назову две такие: это 7 Wonders: Duel и – SYLVION!


Sylvion

Я думал, что меня невозможно удивить соло-игрой. Казалось бы, ну что можно придумать в очередном пасьянсе? Всё уже давным-давно придумано за сотни лет, и всё новое – это хорошо забытое старое. Но Сильвион поражает всем! Это квинтэссенция не только пасьянсов, но и механизмов, взятых из совсем не соло-игр. Сейчас я даже не знаю, стоит ли мне рассказывать об игре здесь и сейчас, или посвятить игре отдельный обзор. Пожалуй, обзор нужен, но всё же постараюсь рассказать в нескольких словах о том, чем меня восхитил Sylvion.

Итак, я завидую тем, кто ещё только будет вскрывать свою коробочку. Если вы считаете, что вас ничем не удивить в таком банальном процессе, как вскрытие новой коробки с настольной игрой, то вы будете не просто приятно поражены. Это настолько неожиданно и мило, что даже не знаешь, что делать по ходу процесса, боишься лишним движением испортить свои ощущения. Что там дальше? Загадка? Сказка?

А дальше – потрясающей красоты карты. Они настолько красивы, что даже не хочется ими играть, рука не поднимается. И что поражает, так это то, что по прошествии нескольких вечеров за Сильвионом карты эти совсем не приедаются, а остаются всё теми же ёжиками, совами, голубями... и белками! Белки – это что-то! Пожалуй, я начинаю скатываться в формат обзора, чего не хотелось бы.

Итак, всё же решившись на игру этой красотой, немного смущает то, что автор предлагает осваивать игру постепенно, от простого к сложному. И нужно сказать, что я этого не люблю. Мне давайте - сразу в бой! Если не на самом сложном уровне, то хотя бы на максимально приближенном к нему. Так вот, Сильвион оказался той игрой, которую хочется смаковать, переходя от уровня к уровню. Первый уровень кажется простым? Но играется так хорошо, что не хочется поднимать планку – как бы не испортить впечатление. В конце концов, решившись добавить новые правила, вводящие драфт(!) в соло-игре, что добавляет в партию отдельный процесс, понимаешь, что это разделение партии на две совершенно непохожих части совсем не портит игру. Но и это не предел! Есть новые карты, что увеличивают толщину обеих колод. Игра уже становится не такой простой, но всё равно успеваешь не проиграть. И вот уже решаешься на последний штрих, который кажется мелким, несущественным дополнением к игре – это фишка Опустошителя! Казалось бы, мелочь, которая может за всю партию появиться всего разок, но именно она радикально меняет сложность игры. Ведь здесь как – всего разок элементалей упустишь, и второй раз может стать роковым.

Коль уж я так много написал про уровни сложности, то не могу не отметить, что все эти уровни воспринимаются совершенно по-разному. Наиболее математически правильным является тот уровень, при котором в игру ещё не введены сложные карты. Здесь получаешь удовольствие именно от правильности своих действий, от того, что ты всё вовремя предусмотрел. А вот утолщение колод заставляет играть на то, чтобы в игре не взял верх хаос. Упустишь контроль за игрой – и она забьёт тебя своими разящими ударами. А потом ты вводишь в игру Опустошителя…

Итак, что-то мне подсказывает, что я решусь на написание обзора по Сильвиону. Ведь у меня теперь в соло-топ ворвался новый герой. И он занял место над Пятницей-Friday, но чуть ниже At the Gates of Loyang. Впечатление от Sylvion – это всё же больше пасьянс, чем что-то другое. Пасьянс обалденно красивый, с отлично регулируемым уровнем сложности, причём каждый из этих уровней хорош по-своему. А ещё здесь автор игры Shadi Torbey избавился от главного бича своих предыдущих творений – Onirim и Urbion – от постоянного тасования колод. Более того, в игре нет зависимости от того, насколько хорошо перемешана колода после предыдущей партии! Простые изящные механизмы – и эти вопросы полностью сняты. Так что, по моему мнению, Sylvion – это лучшее, что сделал Торби, чего я не могу сказать о другой его новинке - Castellion. Но это я уже забегаю вперёд, пока что Castellion я не понял от слова «совсем». В итоге, мой ряд игр Shadi Torbey нынче такой: Sylvion, Urbion, Onirim, Castellion. Но с последним я ещё буду разбираться. Кстати, ведь в Sylvion можно играть и вдвоём, но я пока на это не решаюсь, эгоизм торжествует.

Ну и в конце этого слегка затянувшегося мини-обзора хочется сказать слова благодарности тому, кто оперативно сделал перевод правил на русский язык. Это Александр Лисовский (alpas). Большое спасибо за перевод!



После воздаяний Сильвиону перехожу к игровому дню. Здесь будут три новых для меня на тот момент игры, и две давно проверенные.


Basari

Об этой игре я вообще ничего не слышал, пока не добавил её по просьбе в посылку с Филибера. Игра не моя, но я поучаствовал при вскрытии этой маленькой коробулечки, и был очень поражён, что половину её занимает солидная кучка разноцветных кристаллов. Конечно же, отказываться от опробования игры в тот момент никто не стал. Вот только правила в коробочке были только на немецком, мы пошли по ним по наитию и, естественно, сыграли неправильно. Тем  не менее, первое впечатление от игры сформировалось. Это гонка за победными очками с выбором различных действий исходя из одной пришедшей карты, да ещё и с оригинальным аукционом. Вот сколько всего в этой маленькой коробочке с кучей кристаллов! Хоть это и игра на сбор победных очков, но она довольно весёлая, особенно в тот момент, когда все вскрывают свои выбранные действия. Она может быть и коварной, ведь столкновения на аукционе будут серьёзными. Здесь нужно тщательно следить за тем, что делают другие игроки, но при этом здесь нет каких-то сложных расчетов. Для хорошей игры в Basari нужна хорошая компания с соответствующим настроем на подобные игры. Короче, поразительно, как в такой маленькой коробочке за 7 евро(!) может оказаться столько всего, как компонентов, так и игрового процесса. Приятная игра, вот только мне нужно в конце концов сыграть по нормальным правилам. Со стороны я это уже видел, впечатления у сыгравших не сильно отличаются от моих. Из минусов в этой коробочке только одно – здесь нет поля для подсчёта очков, нужно или записывать, или взять трек из какой-нибудь другой игры.




Isle of Skye

Ещё одна игра, о которой до этого дня я ничего не слышал. Минимальные поиски за день до игры дали такую информацию: это Каркассон с аукционом. Вам интересно? Мне не очень. Каркассон прекрасен именно таким, как он есть. И зачем в него добавлять аукцион? Ладно бы ещё просто драфт, а то – аукцион. Непонятный ход. Я настолько был уверен, что мы не доберёмся до Isle of Skye, что не стал даже пытаться читать правила. Однако эта игра оказалась первой сыгранной из относительно крупных за день. Я попытался было заикнуться, что не знаю правил, на что мне было сказано, что правила там проще некуда. Ну что ж, посмотрим, что это за Каркассон с аукционом.

Но перед аукционом на небольшой планшет из большой кучи тайлов в виде окошек были выложены всего четыре окна, означающие условия набора победных очков. И именно это меня сразу же заинтересовало. Ещё бы, такое разнообразие условий для победы, из которых в игре будет всего четыре! Более того, игра состоит из пяти раундов, в каждом из которых будет своё сочетание из этих условий. То есть, сейчас получаем ПО только по одним условиям, а другие не работают. Потом – работают другие, а первые ничего не дадут. Дальше будет третье сочетание, и так далее. Интересный принцип. Он отдалённо напомнил мне условия из любимого мной фельдовского Года Дракона (In the Year of Dragon), с его известными заранее условиями под выполнение для каждого раунда. Вот такая неожиданная ассоциация. Исходя из этого и строится стратегия на игру: играй сейчас, не забывая про то, что будет потом, а когда какое-то условие осталось в прошлом – забудь про него. Но главное – хорошо вложись в самом начале. Я так и сделал в первом раунде, не поскупился, отхватил на стадии аукциона хорошее сочетание тайлов, что и определило мой удачный конечный результат. Но я забежал вперёд, давайте уже скажу пару слов о принципе Каркассона и об аукционе.

Итак, от Каркассона здесь при кажущейся похожести только принцип сбора полей и гор, не более. Отличий гораздо больше. Во-первых, здесь каждый собирает свой удел. Во-вторых, как я уже сказал, условия набора победных очков меняются из раунда в раунд, из партии в партию, так что некоторые имеющиеся на тайлах символы могут в данной конкретной партии просто не сработать. Ну и в-третьих, здесь совсем не обязательно соединять дороги! То есть, дорога может упереться в поле или гору, и ничего страшного от этого не будет. Однако дороги очень важны, именно они помогают собирать доходы с отдалённых тайлов, ведь если не будет связи с замком, то золотых не жди.

Ну и перехожу к главному – к аукциону. Пожалуй, с таким аукционом я ещё не встречался. Ведь здесь запросто можно пролететь с тайлами! То есть, можно к стадии строительства вообще не иметь ни одного тайла, а можно и выйти с тремя при стартовых двух. И у авторов ещё хватило совести назвать Isle of Skye доброй семейной игрой? Я бы не рекомендовал играть в неё чересчур обидчивым игрокам. Но откуда берётся эта нехарактерная для семейной игры повышенная конфликтность? Всё дело в принципе аукциона.

Итак, сначала каждый должен за своей ширмой выбрать, какой из трёх вытянутых тайлов он просто сбросит, а какие два выставит на аукцион. Оставлять у себя ничего нельзя! И вот здесь начинаются особенности этого аукциона. Дело в том, что на каждый тайл ставится своя ставка, причём имеющимися в наличии монетами. Если кто-то выкупит у тебя твой тайл, то он должен заплатить тебе положенную на него сумму. Ты теряешь тайл, но приобретаешь золотые. Но и ты таким же образом можешь купить у кого-нибудь один тайл, хватило бы денег, и вот как раз этот тайл у тебя уже никто не отнимет. Вот и балансируй в своих ставках. Хочешь оставить у себя тайл – вложись в него в надежде, что никто не перекупит его за такие деньги, но тогда расстанешься с этой суммой, да и на покупку на стороне может не хватить денег. Да и не факт, что на стороне можно купить что-то нормальное. А можно сделать наоборот - выставить тайл за разумную стоимость, получить дополнительную денежку, но тогда строить будет особо нечего. И с чего тогда получать победные очки?

Тем не менее, стройка идёт, победные очки собираются, деньги копятся. На предпоследнем раунде крутятся уже серьёзные суммы, чему помогают как разрастающиеся владения, так и то, что отстающим по треку победных очков даются неплохие субсидии. Ведь это «добрая семейная игра»! Отставшим предоставляется помощь.

Итак, что в итоге с Isle of Skye? Я остался абсолютно равнодушен к тому, что игра про шотландские кланы, мне как-то то, что есть они, что нет – всё равно. Во всём остальном игра оставила несколько противоречивые впечатления, но совсем не по качеству игры, здесь всё более чем хорошо. Впечатления именно в части целевой аудитории для этой игры. Постараюсь объяснить. Итак, я вспомнил то, что называют «немецкая школа». Здесь это ощущается во всём, как в каркассоново-агриколовой графике, так и в игровых механизмах. Я давно не чувствовал этого, и совсем не ожидал от игры с аукционом. Хотя игра и производит впечатление «доброй семейной», но подобный оригинальный аукцион – не для обидчивых. И в то же время аукцион весьма оригинален, им проникаешься раунда с третьего, и даже получаешь особенное удовольствие от того, что тебе удалось «впарить» тайл за дорого, или наоборот, проскочить аукцион хорошим тайлом и сыграть его за символическую плату. Никогда бы не подумал, что аукцион в еврогейме меня может не то чтобы удивить, но заинтересовать.

Я даже не знаю, кому можно было бы однозначно рекомендовать Isle of Skye. Пожалуй, любителям уже упомянутой «немецкой школы» будет интересно увидеть, что здесь есть место новым открытиям, ещё не всё исхожено вдоль и поперёк. Найдут здесь своё и те, кто любит игры с блефом, с психологической составляющей на уровне ставок и аукционов. Isle of Skye – это совсем не гейтвей при его-то графическом оформлении, при желании можно превратить её чуть ли не в Спартакус, была бы за столом соответствующая компания. Или мы как раз такие? Такие, кто может превратить добрую семейную игру в евротреш. Хотя… Каркассон тоже не такая уж и добрая игра, можно играть очень жёстко. Короче, Isle of Skye – однозначно к опробованию.




Брюгге

Вот и получил я свой экземпляр Брюгге! Почему бы сразу в него не сыграть? За столом нас четверо, как раз полный состав. Если учесть, что никто из нас до сего дня в Брюгге не играл, а некоторые и правил не читали, то освоение пошло несколько тяжеловато. Правда, сложного здесь немного. Нужно просто усвоить, что основная игра – это игра картами, именно к ним долго привыкаешь. Остальные телодвижения в виде броска кубиков, промежуточных подсчётов – это просто задание начальных условий раунда и простой «чек» в его конце.

Нужно сказать, что освоение шло тяжело. Настолько тяжело, что мы чуть ли не разругались, чего у нас никогда не было. Взяв небольшую паузу, мы возобновили игру. А пауза в игре для тех, кто видит Брюгге в первый раз, крайне желательна. Нужно действительно перевести дух, утрясти в голове все эти немногочисленные, но различные возможности, что дают карты. Это уже ближе к концу партии становится понятным, какие цвета нужно набирать, как карты отыгрывать. И это нам ещё повезло, что нас не мучили угрозы. Более того, мы умудрились три раза из семи сыгранных раундов выбрасывать по пять «двоек»! Причём даже два раза из этих трёх - подряд. Забавно, конечно, но сидеть без денег тоже не так уж и хорошо.

Что в итоге? Хоть и не без проблем, но свою первую партию в Брюгге мы отыграли, базовые знания получили. Общее мнение было таким: нужно обязательно играть ещё, что мы и сделали в следующее воскресенье, но это я сильно опережаю события. Один из сыгравших чуть позже, уже после второй партии, даже купил себе коробочку. Что же касается меня, то я ждал от Брюгге больше, чем увидел. Более того, мне показалось странным, что мы всю партию топчемся на месте на треке победных очков, а потом при конечном подсчёте собираем 90 процентов победных очков, это совсем не похоже на Фельда. Так что для меня Брюгге попала в ряд середнячков в фельдо-ряде игр. Посмотрим, что будет дальше, когда научимся играть в неё гораздо быстрее.

Кстати, о качестве локализации. Я ожидал от Мира Хобби лучшего качества. Как-то приучили уже к уровню Робинзона Крузо, так что брюггевские крупные «заусенцы», или как там их правильно называть, на токенах напомнили ранние работы этой компании. Коробка же показалась слишком уж хлипкой, так что я сразу же проклеил углы крышки изнутри жёсткими углами из AedesArs.


Что-то мне подсказывает, что без этого партий через десять крышка начнёт расползаться. Извините, но склеивать боковые стенки тонкой бумагой – это не очень хорошо. В остальном же – хорошая цена за хорошую игру, ведь главное здесь – карты, а к ним нареканий нет. Что ещё можно пожелать? Кстати, вы заметили, что ни на одной из 165 карт нет ни одной опечатки или кривого перевода? Это ли не показатель серьёзного подхода.


Ах да, я уже заменил подставки под карты на самодельные. Базовые хоть и симпатичные, но захотелось творчества в таких мелочах.




Ginkgopolis

Надежда на то, что удастся опробовать свежеполученное дополнение The Experts, пока не оправдывается. Вот и в этот раз потребовалось приобщить к игре новых игроков. И опять я увидел со стороны, как же тяжело усваиваются в первой партии принципы Гинкгополиса! Об этом я говорил уже много раз, так что повторяться не буду. Скажу о другом. В этот раз мы играли вчетвером. Пожалуй, игра вчетвером более хаотична, чем втроём, чего раньше я не замечал. Втроём ещё можно спрогнозировать изменения в городе, вчетвером же город может быть подвержен хаотичному развитию. Особенно это чувствуется, когда за столом новые игроки, которые воспринимают подсказки более опытных товарищей, пропуская их через какой-то свой фильтр, и в итоге выдают совершенно непрогнозируемые ходы. Ну а ещё в это раз мне жутко не везло. Стоит отметить, что я редко меняю руку, если и сменю разок за партию, то это великое событие для меня. В этот же раз до меня доходил такой хлам, что я сменил руку сразу дважды за ход, и третий набор карт стал ещё хуже предыдущих. Тут ещё и тайлы приходили не лучшие, да и одну линию по картам развития гнуть не получилось. Короче, партия для меня была не лучшая, тут и новичкам подсказывай, и на руках не пойми чего. Одно порадовало – город получился интересным. Всё же на четверых и этажи выше поднимаются, и районы побогаче. Остается только дождаться того момента, когда получится сыграть с дополнением The Experts.




Пуэрто-Рико

Я понял, что играть в Пуэрто-Рико в конце дня – не лучшее решение. К тому же было предложено опробовать здания из дополнения, для чего пришлось разыграть некий рекомендованный правилами драфт этих зданий. Конечно же, драфтить из того, что ты частично видишь в первый раз в жизни, так это не совсем хорошо. По завершении этой процедуры мы все решили, что драфт здесь – совершенно лишнее. Лучше просто рандомно набрать здания и обеспечить таким образом и быструю подготовку к игре, и повысить реиграбельность Пуэрто-Рико. Хотя и без этого игра каждый раз играется по-новому. Конечно же, у кого-то есть его личные рецепты для победы, но даже такая элементарная вещь на старте, как очередность хода, может изменить многое в стратегии и тактике, если не всё.

В нашем сегодняшнем случае все помнили, что я в прошлый раз удачно отгружался, из-за чего и победил. Потому и было пристальное внимание к процессу отгрузки, в частности к тому, чтобы не дать хорошо отгрузиться именно мне. Но у меня и без того мало что получалось. Как-то не складывалось, тут ещё и коллективная игра против меня. Или мне это показалось? Не думаю, слишком уж открыто мне перебегали дорогу. В итоге моя стратегия игры на кукурузе и сахаре плодов не дала, мне совсем не давали отгружаться. Возможно, свою роль сыграло и то, что играли мы вчетвером, а у меня в голове всё ещё сидели условия от предыдущей игры в Пуэрто-Рико впятером, с её кораблями повышенной вместимости. Но главное, как мне показалось, было совсем не то, что кто-то играл против одного человека.

Главным было то, что играли мы в конце дня, а значит – здравствуй, склероз! Мы постоянно забывали пополнять корабль колонистов. В итоге, спохватившись, заполняли его по минимуму, а мне как раз в моём хозяйстве не хватало тех самых позабытых людей. Так что, по моему мнению, мы просто сломали игру, Пуэрто-Рико хорош именно своей выверенностью правил, их точностью в мелочах. Мы же упускали такую элементарную, но важнейшую процедуру. Обидно, конечно, но и такой опыт бесценен. Можно сказать, что в этот раз я лично для себя больше вынес нового по поводу Пуэрто-Рико, чем наиграл в игру. Повторюсь про новое для себя: это лишнее усложнение в виде драфта зданий при игре с дополнением и необходимость строго отслеживать заполнение корабля с колонистами. Всё же остальное уже не так важно. Учту на будущее, ведь я и впредь не откажусь от партии-другой в Пуэрто-Рико.


На этом позвольте закончить сегодняшнее, как обычно затянувшее описание. Уж извините, что написал много всего о Sylvion, не рассказав ничего конкретно об игре, а также растянул рассказ о Isle of Skye, но тут уж так получилось. Надеюсь, именно по Isle of Skye я хоть немного помог тем, кто игрой интересуется, но обзоры пока не встречал. Попробуйте эту новинку, может именно это – ваша игра?

Кстати, вроде бы в прошлый раз я не написал в конце обзора по паре слов на каждую игру? Сегодня исправляюсь.

Sylvion – неожиданное открытие в мире соло-игр
Basari – нужно сыграть по правильным правилам
Isle of Skye – противоречивые ощущения для еврогейма
Брюгге – добротно, требует освоения, но пока без восторгов
Ginkgopolis – что такое не везёт
Пуэрто-Рико – ничего нет важнее аккуратности в мелочах


Итак, если кто заметил, Поиграндки вступили во вторую полусотню. Доживём ли до большого юбилея? Хватит ли у меня сил, желания, а главное, времени на всё это? Надеюсь, что хватит. Пока что мне нравится и играть в новое и старое, и писать об этом. Но что характерно, так у меня не снижаются темпы пополнения коллекции. Сейчас вот подбивал число приобретений за год, получилось 19 игр и 19 дополнений. Вроде бы немного в сравнении с прошлым годом, но качество весьма и весьма. И как при таком богатстве промолчать? Не получается.



2 комментария:

  1. Почему-то постоянно откладываю покупку Сильвиона себе в коллекцию, но следующий раз сделаю это точно. И даже курс доллара не страшен (главное, чтобы валютные операции не отменили по карточкам).
    В Брюгге тоже хочется попробовать сыграть. Мне кажется, что мне должно покатить.
    Кстати, у Торби уровни игры интересные, они не такие шляпные, как кажется. Я люблю переходить у него от легкого к сложному, а потом решать, во что мне играть интереснее.
    Кстати, Кастеллион поиграл хорошенько во время празндиков. К счастью, у меня более оптимистичные впечатления

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Сильвионе разные уровни отлично сделаны. Нельзя сказать, что сложность меняется, скорее меняется комплект карт.

      Удалить