среда, 13 января 2016 г.

Поиграндки #53: Legacy, Formula D, Брюгге, March of the Ants, Masques, Dungeon Raiders, Port Royal, Sylvion


Продолжаю навёрстывать просроченные игроотчёты. Сегодняшний будет посвящен одному из предновогодних воскресений, а также покажу упомянутый в прошлый раз улучшизм, если можно так сказать, для Small World, но это будет не пнп, а кое-что другое. Поехали!


Legacy: The Testament of Duke de Crecy

Пришедшее в конце ноября дополнение к Наследию: Five Families, всё никак не попадёт на стол для опробования. А дело в том, что, как я считаю, осваивать его нужно в присутствии тех игроков, кто уже неплохо знает Наследие. Однако в этот раз за столом опять были те, кто не играл в Наследие ранее. Поэтому пришлось обойтись только введением в игру самого элементарного дополнения из Five Families, а именно – новых карт покровителей. Как мне показалось, не стоит ранее незнакомым с Наследием игрокам показывать новые карты Детей, а уж тем более – Пяти Семей.

Что касается самой игры, то тут было не без интересных моментов. Хотя скажите, пожалуйста, когда это у нас в Наследии не проявлялись интересные хитросплетения? Вот и в этот раз один из нас устроил какое-то невероятное деторождение. В его семье уже во втором поколении родилось девять детей! По трое у каждой из трёх пар. Такой плодовитости я что-то не припомню. Я же старался придерживаться национального признака, благо приходило довольно много французов и русских. Ну и старался как-то увязать родителей и детей не только по этому принципу, но и чисто визуально. К примеру, основав род с толстушкой Мартой, дочкой булочника, я и жениха для  её дочери подыскал соответствующего – Леонида из России, они с тёщей на одно лицо. Я вообще стараюсь увязывать персонажей подобным образом, для меня это тоже часть игры. К примеру, я стараюсь отдавать поместья благородным, балы – творческой интеллигенции, приёмы – дипломатам, ну и всё в таком духе. Ну а что касается нововведённых покровителей, так я взял как раз такого, и он (или она?) мне совсем не запомнился. Вроде бы ничего толком я по его помощи не выполнил, так себе победных очков набрал. Ну и понятно, что выиграл у нас самый плодовитый род. Что же касается того игрока, кто играл в первый раз, то он сказал, что больше механизм осваивал. Однако, хоть он и не сторонник подобных евро и игра сложилась для него не очень удачно, тем не менее игра, как мне кажется, ему понравилась. Вот на этом с рассказом о Legacy я остановлюсь. Попробовать новое дополнение никак не удаётся, но тем не менее играть получается, пусть даже реже, чем хотелось бы. Подожду, может скоро сложится и с Пятью Семьями.



Formula D

После весьма успешной, как с точки зрения результата, так и непосредственно процесса, игры в прошлый раз в Snow Tails, захотелось погонять ещё во что-нибудь. И вот тут как раз возникло предложение сыграть в Formula D. Совпадение? Даже если и так, то совпадение приятное. Что же из этого вышло?

Начитавшись и наслушавшись, что в Формуле есть различные уровни сложности, что так много всяких тонкостей, я заранее решил почитать правила. И не нашёл там ничего сверхъестественного! Обычные правила, довольно логичные, разве что действительно есть некие маленькие таблицы для повреждений, да и кое-какие мелочи объяснялись хозяином игры в двух словах.

К сожалению, нас за столом оказалось только трое. Мы не стали брать по две машины, просто не смогли найти на них каких-то больших цветовых отличий, а ломать глаза и всматриваться не хотелось. К тому же двое из нас играли впервые, не хотелось распылять своё внимание между машинками. Ещё ведь обещали нам игру часа на три, растягивать гонку на более длительное время не хотелось.

Начали играть. И уже после первых двух поворотов хозяин игры сказал, что играть с гиками в Формулу как-то не очень интересно. Для нас игра превратилась чуть ли не в обычное «кинь-двинь». Мы действительно быстро отсчитывали возможные пути по треку, быстро переключали передачи, быстро бросали кубик. Игра летела так, что ни о каких трёх часах и речи не могло быть.

И вот тут проявили себя КУБИКИ! Всего одним броском у меня был сбит темп всего на одну клетку не треке, и проблемы стали нарастать как снежный ком. И самое интересное, что не я был виноват в этих проблемах. К примеру, мне достаточно было выбрасывать на зелёном кубике, начинающемся с «7», что угодно, кроме этой самой «7», но постоянно выпадали эти несчастные  «семёрки», а они есть всего-то на двух гранях D10. Раз за разом я не доезжал до поворота всего одну клетку, и всё это из-за того, что на кубах выпадало минимальное значение, даже если оно там было единственное из всех цифр. Так было с «двойкой» на D6, «четвёркой» на D8, уже упомянутой мной «семёркой» на D10. Даже на D4, и там замучили «единицы».

Мои "любимые" грани!
Апогеем моего некубикого дня был выброс «единицы» на чёрном D20 во время критического сближения! Причём не я эту аварию спровоцировал. Я прекрасно понимаю, что нужно было что-то предпринимать, но что можно сделать, если ты просто тупо не выезжаешь в поворот из-за абсолютного невезения на кубах? А ведь если тебе может не повезти, и ты можешь выбросить в повороте наибольшее значение и тебе грозит проскакивание на одну клетку, то всегда можно притормозить. Но что делать, если тебе выпадает не доехать одну клетку? Здесь ты ничего не сделаешь, когда суровая вероятность успеха «8 из 10» поворачивается к тебе спиной.

Что в итоге? В итоге меня развернуло где-то посреди последнего круга. Остальные к тому времени уже давно улетели вперёд. Я кое-как доковылял до конца. Однако и я, безнадёжно проигравший, и двое других гонщиков, боровшихся до последнего поворота, решили, что Formula D – игра совсем не для тех, кто играет за год не одну сотню партий в настольные игры. Это больше игра для казуалов, хороший гейтвей. Те же Snow Tails, не говоря уже о Thunder Alley – совсем другого поля ягоды. Я разочарован Формулой, здесь всё портят кубики. Кубики в играх про гонки – зло. Если только вы не садитесь за подобные игры как за пати-гейм со своими знакомыми, далеко не все из которых слышали про Каркассон и Колонизаторов. Вот как раз в такой компании Formula D пойдёт замечательно.



Брюгге

После столь не оправдавшей ожидания игры я предложил немного отвлечься на Брюгге. Опять нас за столом трое. Один из нас хочет попробовать эту игру, другой – относится к евро крайне скептически. Однако уговорили, я объяснил правила, начали играть. Понятно, что играющим в первый раз в Брюгге немного тяжеловато ориентироваться в возможностях, что даёт игра, но, тем не менее, игра играется. Здесь я не буду долго распространяться, скажу лишь, что мы опять закончили игру с минимальными разрывами, на треке победных очков мы выстроились друг за другом. У меня опять возникли подозрения в излишней сбалансированности игры, но опять же что-то есть в Брюгге такое, что хочется повторить игру, причём не сразу, а в следующий раз, через неделю. Буду продолжать приносить игру на игрульки, пока что никто от партии не отказывается. Ах да, забыл сказать. У нашего евроненавистника Брюгге отторжения не вызвала. Всё же принцип игры, когда карту можно сыграть несколькими способами, плюс вечная ограниченность раунда при избытке возможностей и желаний – это то, чем берёт Брюгге, а не только толщиной колоды карт.



После Брюгге игровая компания поменялась. Теперь нас было пятеро. А во что можно поиграть впятером, если одни только что отыграли в то, о чём я рассказал выше, а другие  - вышли из-за стола со Спартакусом? Конечно же, во что-то попроще!

Dungeon Raiders

Расхитители – это всегда весело. В этот раз партия началась со слов, что, мол, даже если и дойдёшь до конца, всё равно получишь нож в спину. Ведь всегда в самом конце добивают самого слабого. Лично меня это обнадёживало. Дело в том, что я всегда при выборе персонажа в Расхитителях вытягиваю Воина, вот так уж мне везёт. А ведь он – самый здоровый из всех. Тем не менее, именно мне довелось в этот раз стать сакральной жертвой. Так что не всегда в Расхитителях срабатывает принцип преимущества начального здоровья, бывает что и Воина забивают. Кстати, а ведь мы все дошли до конца, никто не пал смертью глупых по пути к сокровищам. Всё-таки хорошая игра, эти Dungeon Raiders. И почему говорят, что здесь нет ни тактики, ни стратегии, ни баланса?

Port Royal

Ещё одна неплохая забава на пятерых – Порт Роял. Вот только в этот раз играли мы в него ну очень долго. Когда все уже немного притомились от игры и вспомнили, что вообще-то цель здесь – 12 победных очков, вдруг оказалось, что мы не понабрали и пяти. Но игра продолжалась, ускорять здесь не получается. Мне как всегда не везло, но я с этим уже давно смирился в Порт Роял. Кое-кто пытался что-то собирать под последний спурт. Однако, как обычно, в Порт Роял побеждает тот, кто играет в него в первый раз. Наверное, это игра такая. Кто играет не впервые, играет не для победы, а ради вытягивания карт из колоды, ради того, чтобы в свой ход отправить на круг хорошие карты, чтобы тебе набросили за них лишних золотых. Понятно, что Port Royal – игра практически бессистемная, здесь велика воля случая. Причём велика настолько, что даже претензии к плохо перемешанной колоде тонут во всеобщем смехе: «Жадность фраера сгубила».

March of the Ants

Сыгранный в прошлый раз Муравьиный Марш требовал повтора. Однако в этот раз за столом были двое ранее не игравших в Муравьёв, так что идею сыграть на оборотных сторонах планшетов, где у муравьёв появляются уникальные свойства, пришлось отложить. Дело шло к вечеру, и было нас пятеро. Наверное, не лучшее время для подобной игры, но почему бы и нет?

Игра впятером отличается от игры втроём-вчетвером. Здесь уже то, что особенно нравится в Муравьях, а именно – действие реакции при игре других игроков, играется не всеми, а лишь соседями сыгравшего. Уж не знаю, почему автор применил это правило, но ему виднее. Так что в игре на пятерых начинает проявляться некий даунтайм, но который можно смело потратить на изучение свойств «читерских» карт.

В этот раз игралось как-то странно. Кто-то рвался в бой, а кто-то не рисковал влезать во вкусные гексы, охраняемые многоножками. В конце концов развязавшие войны большого успеха не добились, нерешительные так и просидели в своих начальных гексах, а вот мне опять повезло. Во-первых, мне повезло сыграть картой Цели с победными очками за контроль трёх соседних гексов, и я эти гексы открыл и удержал. Более того, я рискнул побежать туда, куда другие боялись ступить, а именно в те самые вкусные, но опасные места, и успешно победил многоножек и занял необходимые для меня места. Победил как обычно с минимальным преимуществом, и опять не без помощи мажорити.

Какое мнение по игре в March of the Ants впятером? Пожалуй, вчетвером игра кажется более целостной, и это скорее всего по причине того, что все принимают участие в игре реакций на действие. Я бы не сказал, что игра на пятерых стала гораздо теснее и конфликтнее. Здесь, как мне кажется, большую роль играет предрасположенность игроков к агрессивной или спокойной игре. В этот раз агрессия себя не оправдала, сыграл холодный расчёт и нерешительность нескольких игроков. Но лично у меня возникла другая мысль, непосредственно к игре не относящаяся. И мысль эта вот какая.

Очень часто в последнее время на коробках в графе «Число игроков» стала появляться цифра «5», причём именно в сочетании «2-5», изредка «1-5». Если два-три года назад тенденция была в сторону «1-4», то сейчас – «2-5». И что-то мне подсказывает, что это не я стал замечать именно такой процесс со своей колокольни, а действительно авторы стали изначально задумываться о расширении относительно традиционной «четвёрки». Но не всегда это срабатывает чисто механически, порой авторам нужно идти на ухищрения, подобные тем, что есть в Муравьином Марше. Здесь пришлось подрезать правила в части реакции на действия, но расширить в части количества «пасов» в раунде, с одного до двух. Но несомненный плюс такого поиска рецепта для пятерых игроков персонально для Муравьёв – это увеличение числа исследованных гексов. Правда, обычно под контроль каждого игрока попадают три гекса, и вряд ли кто тебя пустит в свою вотчину, но кое-что в этом расширении муравейника есть. Однако вернусь к общей теме, к правилам для пяти игроков в той игре, что изначально создаётся для четверых. Кстати, как мне кажется, игра, первоначально планируемая для четверых игроков, легко проецируется на троих, здесь существенных отличий нет. Но вот когда приходит пора придумывать правила для двоих, то тут проблем, как мне кажется, ещё больше, чем при введении пятого игрока. Наименьшая зависимость от числа игроков там, где большую часть игрового времени каждый копается в своей песочнице, собирает свой пасьянс. А вот в area-control число игроков играет существенную роль. Сильно влияет число игроков и ещё в одной описанной мной сегодня теме – в гонках. Но давайте я уже всё-таки остановлюсь в своих рассуждениях, на эту тему можно целый трактат написать, и лучше всего его напишут не игроки, а кто-нибудь из разработчиков. Я же, с вашего позволения, перейду к последней игре описываемого игрового дня.




Masques

На Маски собрались именно те, кто уже не раз сталкивался на этом подлом карнавале. Я ничуть не жалею, что постоянно таскаю с собой эту маленькую коробочку, периодически получается отыграть одну-две партии в уже сложившемся круге подставщиков. Более того, раз за разом мы играем всё быстрее и быстрее, в смысле темпа игры, драфт уже давно не вызывает проблем. Да и в плане выставления персонажей в залы дворца уже выработалась некая тактика, хотя просчитываемых ходов здесь не увидеть, можно лишь догадываться, что затеял какой-нибудь весьма активный оппонент. Игра играется всё по тому же принципу: Все Валят Одного. Ещё мы в полной мере оценили свойства специальных персонажей, и теперь бросаемся за ними наперегонки, пока есть деньги на их услуги.

Однако в этот раз мы, а точнее я, установил некий рекорд. Обычно мы играем пять раундов, именно на пятом мы окончательно разбираемся, кто перехитрил всех, но в этот раз нам, а точнее мне, хватило всего трёх. В чём-то мне повезло: я успешно сыграл в первом раунде, был неплох во втором, а в третьем мне просто отдали моих персонажей. В конце мне нужно было всего-то грамотно распорядиться этими персонажами. В итоге один из них был отправлен отвлекать на себя внимание, а когда все потратились на борьбу с ним, второй нанёс коварный удар на другом конце дворца. Красиво, хотя и очень быстро для Масок. Думаю, Masques не скоро покинет походную сумку – места она много не занимает, а игра интересная, востребованная.




На этом с рассказом про сегодняшний игровой день я заканчиваю. Перед тем как перейти к одной околоигровой теме и подведению итогов в двух словах, упомяну о Sylvion.

Sylvion

Эта игра ничуть не надоедает, хотя уже пропали те партии, когда я растрачивал колоду с четырех десятков карт чуть ли не до десяти, теперь стал играть как-то более экономно в этом плане. Видимо научился более-менее сбалансированно собирать колоду на драфте. Поиск некоего баланса колоды заставляет иногда даже брать карты Проклятий, а они не всегда быстро вычищаются из колоды, но эта часть игры тоже интересна. Кстати, я так ни разу и не собрал условия победы для соответствующих карт Невероятных Подвигов. Ни под Возвращение Королевского Оленя, ни под Море Рыб, ни для Перемирия Голубей, не говоря уже о Наступлении Китов, я так ни разу условия и не собрал. Интересно, а хоть кто-нибудь собирал их? Подвиги действительно невероятные. Наиболее близко можно подобраться к ним со сбором 16 карт под Перемирие Голубей, реальным выглядит и сбор 10 фонтанов под Море Рыб. Но как вывести на поле одновременно 8 деревьев? По-моему, это нереально. А про Наступление Китов я вообще промолчу. Я даже пытался специально собирать колоду на драфте под эти подвиги, но всё равно ни одного не совершил.

Ещё хотелось бы сказать про карту Потоп Слонов, которая вычищает всё поле. Карта незаменимая, на драфте нужно брать её не глядя, и кажется, что дотянув с ней до последнего хода, можно выиграть, просто зачистив поле, но – как бы ни так! Посреди партии обязательно возникнет такая ситуация, когда просто необходимо всё смыть, иначе – проигрыш. И тогда приходится играть дальше с учётом подготовки под последний штурм элементалей, собирать фонтаны и деревья под защиту леса. Кстати, у меня было такое, что я проигрывал, оставшись с Потопом Слонов на руках. Просто не успевал её применить, надеялся, что не достанут. А они доставали. Так что Sylvion по-прежнему хорош, хотя число партий уже составляет приличную цифру.
 
За полшага до поражения...



Итак, подвожу традиционные краткие итоги.

Legacy – никак не получается опробовать Пять Семей
Formula D – эту игру убивают кубики
Брюгге – очередная партия с минимальными разрывами по итоговым очкам
March of the Ants – впятером хорошо, но вчетвером лучше.
Dungeon Raiders – все дошли до конца!
Port Royal – почему-то было очень долго
Masques – победа за три раунда
Sylvion – подвиги невероятны

И в конце – небольшое улучшение для Маленького Мира. Точнее даже не улучшение, а кое-что для удобства хранения и перемещения. В прошлый раз я говорил, что надёргал красивых картинок для Маленького Мира, но для чего это сделал – не сказал. Докладываю сегодня: я сделал небольшую коробочку, куда положил два стандартных бокса дополнений и колоду Сказок и Легенд. Как-то не нравилось мне, что всё это лежит под угрозой поломки этих боксов или разваливания упаковки колоды. Пусть всё будет в одном месте, да и перемещать теперь на игрульки гораздо удобнее.




Сама коробочка – пенокартон 3 мм, оклеенный крепп-бумагой. Крышка – картон 2 мм и самоклейка. Картинки тоже распечатаны на самоклейке, только на обычной, не глянцевой. Высота коробочки – стандартные 7 см. Остальные размеры – 24,5 х 18 см.



На этом позвольте откланяться. До встречи в следующий раз!





6 комментариев:

  1. Как и ранее: с удовольствием прочитано ;-)

    ОтветитьУдалить
  2. Вопрос по Маскараду - а как там можно "отдать" персонажей ? Ведь помощники из центра (все эти гандольеры и пр.) должны быть куплены и выложены сразу, их нельзя взять "впрок".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Просто хочется приобрести нужного персонажа в нужный момент, ведь не хочется тратить дефицитные деньги впустую. С другой стороны - переждёшь и упустишь, кто-то другой купит раньше. Вот и выбирай: или ждать с большой вероятностью "отдать" персонажа, или тратиться ради малоэффективного хода.

      Удалить
  3. Вот точно, кубики в играх про гонки – зло. Меня тоже "Формула Д" в свое время сильно разочаровала. С тех пор очень хочется гонки автомобилей с карточным движком, как Snow Tails. Вся надежда на Thunder Alley.

    ОтветитьУдалить
  4. О, нашёл наконец пару слов про Port Royal. Не, видимо, игра не стоит покупки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я же уже писал про него, в 47-ом. http://grandsolyanka.blogspot.ru/2015/10/47-five-tribes-7-wonders-duel-small.html

      Удалить