понедельник, 27 октября 2014 г.

ПоиГрАндки 26-10-14: Principato, Neuroshima Hex, Urbania, Elder Sign


В это воскресенье удалось за довольно короткое время сыграть сразу в четыре игры, причём две из них – новые, из последней заокеанской посылки. Игры не столько новые, сколько редкие, причём редкие настолько, что вы вряд ли можете найти информацию о них не только на русскоязычных настолкоресурсах, но и на самом BGG. Пусть не всё с этими новинками прошло гладко, причём выяснилось это не сразу, но тем не менее – день удался!


С вашего позволения, сегодня я постараюсь сделать отчёт покороче, много слов на каждую игру тратить не буду. Начну по порядку, с самого начала.

Principato. Игра от создателя Eclipse. Как видно из названия игры, игра совсем не про космос, а посвящена эпохе Возрождения. Сейчас не буду расписывать Principato подробно, так как я считаю, что эта практически неизвестная игра заслуживает отдельного обзора. К сожалению, именно с этой игрой мы, а точнее - я, напутал в правилах. В результате сыграли не совсем по правилам, но даже и в этом виде игра понравилась. По крайней мере, Дмитрий сказал, мол, думал, что будет плохо, а оказалось весьма неплохо. Действительно, Principato - очень приятная игра, которую можно отнести к категории «семейного евро». Правила, хоть я и понял в одном месте неверно, элементарны. Запутаться в картах невозможно, благо «рука» игрока не разрастается, у вас всегда будут только две карты перед собой. «Легенды» карт тоже просты и интуитивно понятны. Время партии - оптимальное для подобных игр. Но хватит уже говорить об игре полунамёками, так что если вам интересны несложные евроигры с перемещением карт, минимумом ресурсов и с промежуточными «чек-поинтами» для подсчёта очков – подождите немного, обязуюсь в скором времени дать полноценное описание. А пока повторюсь – нам двоим игра понравилась.

Neuroshima Hex. Вот что хотите со мной делайте, но на меня эта игра оказывает гипнотическое воздействие, причём ещё на той стадии, когда я вижу или коробку, или сами гексы, распиханные по пакетикам. И дело тут не в дизайне или тому подобных визуальных эффектах. Просто нашлись люди, которые как-то раз усадили меня за Нейрошиму – и я попался на эту удочку! Ну нравится мне Нейрошима, и всё тут. Вот и в этот раз, как только я увидел коробку, то понял, что сегодняшний день без этой игры не пройдёт. Сыграли всего один раз, и только желание попробовать новинки не сподвигло сразу на повтор, да и мои намёки на то, что неплохо бы закончить день  Нейрошимой, отклика в конце дня не нашли. Что же такого есть в этой игре, чем она меня так зацепила, что я не прочь пополнить коллекцию этой коробочкой с гексами? Наверное, мне просто нравится, что здесь и есть где подумать, но и в глубокий паралич анализа уйти сложно: разобраться в трёх вытянутых гексах и расположить два из них на поле – задача хоть и на серьёзное раздумье, но не на затянутое. К тому же здесь и достаточное разнообразие этих самых гексов внутри одной фракции, и уникальные особенности каждой фракций. Ещё здесь маятник борьбы может качнуться в любую сторону, причём несколько раз в каждой короткой партии. Нравится мне всё это – и разнообразие, и динамика, пусть даже в этот раз я опять проиграл. Пожалуй, я всё же приобрету Neuroshima Hex, осталось только точно узнать, какие фракции есть в локализации, а то что-то у локализатора на фото – одно, а в графе «комплектация» - другое.

Urbania. Но вот, наконец, дошли до «обязательной программы». В этот день я хотел сыграть в два «урбана»: в мало кому известную Urbania и в игру, о которой многие наслышаны - Urban Sprawl. Однако, так и не найдя третьего игрока, мы решили не ввязываться в Urban Sprawl. Я считаю, и моё мнение подкреплено строкой на BGG «best for 3 players», что в Urban Sprawl нужно играть исключительно втроём. Думаю, вдвоём она превратится в нечто бестолковое, а вчетвером убьёт игроков даунтаймом. Именно по этой причине отложили Urban Sprawl  на ближайшее будущее, и остановились на визуально похожей, но в реальности не имеющей ничего общего с большим Урбаном игрой Urbania. И опять я не хочу, как в случае с Principato, бежать впереди паровоза или рассказывать об этой игре усечёнными фразами, ведь Urbania тоже достойна того, чтобы посвятить ей отдельный обзор. Скажу только, что здесь мы точно ничего не напутали, сыграли по правилам. Кстати, в обоих сегодняшних новинках – и в Principato, и в Urbania правила занимают даже не тоненькие книжки, а скорее маленькие листочки, причём на них нашлось место и картинкам с примерами-объяснениями. Вот только правила Principato проще прочитать, чем рассказать, а для Urbania совсем наоборот, объяснение занимает пару минут, и в эти пару минут главное – это обратить внимание нового игрока на те тонкости, где можно что-нибудь перепутать.

В сыгранной партии выиграл уже я, причём отставал всю игру, но совершил финишный рывок, потому и победил. Хотя, наверное, причина не только в этом. Дело в том, что я-то игру уже видел, попробовал в режиме «сам-с-собою», и потому уже чуть-чуть привык и к пестроте на поле, и знал, чего можно ждать от карт спецзаданий. Всё же к Urbania нужно привыкнуть, и касается это не столько правил и вариантов зарабатывания ПО, сколько восприятия цветов на поле и на картах, а также и самого геймплея. Пожалуй, здесь я в своём рассказе остановлюсь, так как надеюсь, что заинтриговал достаточно. Думаю, в самое ближайшее время я сделаю обзор по этой игре, благо впечатления уже сформировались, хотя не помешало бы ещё сыграть в полном составе. Хорошая игра, довольно быстрая, но мозг расшевеливается что надо!

Знак Древних - Elder Sign. Как я не отбивался от этого, но Дмитрий всё же усадил меня покидать кубы в Elder Sign. Казалось бы, с какого такого меня понадобилось уговаривать на Elder Sign? Ведь я обожаю эту игру. А дело в том, что я считаю Elder Sign одной из лучших игр для соло, и в моей голове не укладывается, как можно играть в неё не одному. Мне представлялось, что игра, например, вдвоём - это всё то же самое, что в одиночку, только кидаем кубы по очереди. По результатам этой партии вынужден признаться, что я не совсем прав. В части того, что каждый упражняется с предметами, заклинаниями и союзниками своего персонажа – всё то же самое, что в соло-игре. Но отличие всё же есть, и выражено оно в том, что всё заработанное по ходу игры достаётся не одному единственному сыщику, а делится на всех, в зависимости от того, кто в свой ход накидал кубиков на какую очередную задачу. А ведь предметами здесь меняться нельзя! Тем не менее, кое-какое взаимодействие есть, что не может не радовать, помощь оказать друг другу можно. Что же касается самой партии, то особых затруднений борьба с Древним не вызвала, только начало немного затянулось по причине отсутствия перед нами локаций с пентаграммами, но под конец игра, что называется, полетела. Карты Мифа сильно не беспокоили, "красная" вышла только одна, и не самая страшная. В целом, получилась обычная игра в Elder Sign, когда можно пролететь мимо задания по причине невыпавшего единственного символа на пяти попытках, а можно и последним кубом получить желаемое. Ну и "прокачку" кубиков никто не отменял, это ведь самое вкусное в Elder Sign.Так что я совершенно не разочарован игрой в режиме мультиплеера, но и сказать, что мультиплеер кардинально отличается от соло, я не могу. 

Сейчас вот написал это и подумал: как же всё-таки интересно получается. Ведь обычно на соло игру смотрят с позиции мультиплеера, мол, можно ли считать годным в сравнении с «обычной» игрой соло-режим или нет. А я вот смотрю на Elder Sign наоборот – сравниваю мультиплеер с соло, причём за отправную точку беру именно игру в одиночку. И нахожу, что здесь всё же на 90% каждый игрок играет своё соло, «коллективное одиночество» получается. Но хватит философских экзерсисов, ведь у меня есть ещё кое-что по сегодняшней партии в Знак Древних - Elder Sign, и это позвольте вынести в отдельный абзац, будут измышления с небольшим отвлечением от настольных игр.


Дело в том, что играть довелось в смесь из локализованного Знака Древних и англоязычного дополнения Unseen Forces. Никогда раньше с таким сочетанием я не сталкивался, и это показалось мне какой-то адской смесью! И дело здесь совсем не в том, что на картах два языка. Всё дело в том, что я настолько привык к оригинальному, англоязычному Elder Sign, что случился разрыв шаблонов – я читал РУССКИЙ текст и не мог его понять! То есть, мой мозг отказывался осознавать прочитанное, и я для восприятия карты начинал вспоминать, как такая карта написана на АНГЛИЙСКОМ! Первый раз со мной такое, что я не осознавал то, что читаю на родном языке, и к тому же автоматически пытаюсь перевести прочитанное на известный мне весьма поверхностно иностранный язык. Ужас! Я легко читал вслух по-русски англоязычный текст с карт Unseen Forces, воспринимая иностранные слова как набор символов, означающих русское понятие, произносил эти сочетания латинских букв русскими словами и фразами, но с картами из Знака Древних не мог осознать то, что написано кириллицей. Мне очень стыдно, но это так. Только к середине партии я, наконец, сделал над собой усилие с целью забыть оригинальную версию Elder Sign, и стал читать карты так, как будто вижу их в первый раз, что, в принципе, и было на самом деле. Знаете, помогло, я снова ощутил, в какой языковой среде живу, полегчало. Но свои ощущения запомню надолго. Наверное, во всём виноват вчерашний китайский. Всё же с каждым занятием с использованием Rorys Story Cubes переключаться на чужой язык становится всё проще и проще, но теперь с возвращением начинаются какие-то проблемы. J


Чтобы не заканчивать своё сегодняшнее повествование на такой не совсем приятной для меня ноте, хочу сказать ещё несколько слов об одной игре, в которую мы сыграли на неделе дома.

Так вот, как-то вечером случился примерно такой диалог. Началось всё с такого предложения со стороны моей мамы.

- Давай посидим, поиграем, мы давным-давно в одну игру не играли.
- Какую?
- Ну, там золото было?
- Stone Age что ли?
- Нет, другая. Там ещё ведьма была. И карты, их нужно было по несколько играть.
- Плоский Мир?
- Это про что?
- Это где Мраколодец. Карты перед тобой, одна за другую цепляется.
- Нет, не эта. Но в эту мы тоже много играли. Давай вспоминай другую.
- Там поле было?
- Не помню. Карты были, золото и ведьма. Давно не играли. Ты мне покажи, я скажу, она или нет.

Интересно, как я покажу то, что не понимаю? Решил углубиться в более далёкую историю.

- Может, Цитадели?
- Это про что?
- Ну, там роли были на картах, передавали карты друг другу.
- Да нет же!

И тут меня осенило!

- Доминион?!
- Ты покажи, а я скажу, да или нет.

В общем, это действительно оказался Доминион. Там и карты, и золото, и ведьма. Правда, ведьмой в этот раз не играли, просто немного меняли карты в лёгком «базовом» раскладе, обошлось без ведьм и проклятий. К чему я всё это начал рассказывать? Когда я открыл коробку, я понял, что вообще не помню правила игры, то есть абсолютно. Но вот откуда-то с чердаков памяти стало вылезать: пять карт… сбрасываем всё неиспользованное… одно действие, одна покупка… число зелёных карт зависит от числа игроков… семь меди и три зелёных единички… Ну и так далее. Короче, правила вспомнились за минуту, а после раздачи карт всё стало так ясно, как будто и не было этого огромного промежутка времени без Доминиона. Мы с удовольствием отыграли несколько партий, вновь почувствовав то время. То время, когда новая игра игралась не один раз, а почти каждый вечер. Когда в сети одна игра обсуждалась не два дня, а целый год. Когда появлялись игры, которые действительно несли что-то новое, были для нас открытием, как тот же колодостроительный Доминион, или кооперативная Пандемия, или полуваргейм Smallworld, или ресурсный и обалденно красивый Stone Age, или карточно-путейный Ticket to Ride. Эх, было время… И что совсем уж приятно, что игры из того времени не потеряли своей актуальности. Может быть, потому что на них не было лишней мишуры? Просто игра. Новая игра. Новая оригинальная игра. Открой коробку, прочитай правила на одном листочке и – вперёд, игра начинается!


5 комментариев:

  1. Реакция на русско-английский текст - дело обычное. Я не люблю играть в российские версии, если до этого активно играл в оригинал - совершенно не можешь понять, как работает карта. Это касается игр посложнее. Например, русскоязычный Mage Wars по этой причине мне совсем никак. Адские термины присутствуют в игре, а ты привык к спеллам, кастам и т.д.

    ОтветитьУдалить
  2. Как раз на днях отыграли 7 партий в базу Неврошимы 3.0. Очень нравится. Всего в меру - и рандома, и подумать, и по времени, и разнообразие. Хочу теперь все дополнения к игре :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я решил подождать момента, когда Мосигра сделает Нейрошиму "игрой недели", со всеми вытекающими. :)

      Удалить
  3. Мне такие игры как Urbania нравятся. Обзор был бы очень кстати, учитывая скудную о ней информацию в сети.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно сделаю обзор, просто хочу ещё сыграть. Не хочется просто пересказывать правила и обходиться общими фразами.

      Удалить