понедельник, 28 апреля 2014 г.

Фотовскрытие. Freedom: The Underground Railroad



Сегодня я расскажу о содержимом игры Freedom: The Underground Railroad от компании Academy Games. Игра довольно редкая в наших краях, и она совсем не о железных дорогах. «Подземной железной дорогой» в ХIХ веке в США называлась тайная организация аболиционистов, переправлявшая беглых рабов с Юга на Север (аболиционизм - движение за отмену рабства и освобождение рабов). За период с 1830 по 1861 годы по этому пути удалось переправить на Север и дать свободу более чем 60 тысячам рабов. Думаю, многие, как и я, впервые слышат и об этой «железной дороге», и об аболиционистах, ведь история США в части борьбы за отмену рабства невероятно далека от нас. Впрочем, и о самом рабстве в США и жизни рабовладельческого Юга мы знаем разве что по произведениям Марка Твена о Томе Сойере да ещё по книге и одноимённому фильму «Унесённые ветром». Ах да, ещё есть просто шикарный фильм «Джанго освобождённый», если кто не смотрел, очень рекомендую. Так вот, игра Freedom: The Underground Railroad позволит познакомиться с этой страничкой заокеанской истории несколько поближе.

Однако хватит уже экскурсов в историю, пора рассказать о содержании коробки и немного о правилах игры.


Давайте для начала откроем коробку нестандартного размера. Пожалуй, коробок такого формата в моей коллекции ещё не было.


Внутри нас сначала встречает рекламный лист издателя – Academy Games, посвященный в основном Conflict of Heroes.



Далее лежат два одинаковых двухсторонних листа кратких правил. Не знаю, зачем два, но несколько дней назад при вскрытии Eldritch Horror я обнаружил в той коробке два референс-гида, так что, то ли оба издательства дружно вложили лишнее, то ли это общая тенденция.


Теперь буклет с правилами игры – 16 страниц формата примерно А4, крупным шрифтом, с картинками. Из них три страницы посвящены описанию некоторых карт, и две последние – истории США XIX века.





Почитав правила игры, ничего сверхъестественного я не увидел, никаких сложных англоязычных оборотов нет, так что даже с моим посредственным уровнем английского я слазил в словарик только для уточнения некоторых специфических терминов, соответствующих тому времени. Краткий пересказ правил будет, но в конце, после картинок. А пока разбираем дальше.

Три токеновыдавливательные плоскости. Выдавилось легко, без происшествий.


Это токены Conductor (Проводников) и Fundraising (Сбора Средств). Токены двухсторонние, и почему они трёх цветов – синего, бордового, зелёного – об этом чуть позже.


Токены Support (Поддержки) и монеты.


Пять маркеров Slave Catcher (Ловцы рабов), каждый своего цвета, с всадником на обороте. И токен Lantern (Лампы), проще говоря, жетон первого игрока.


Дальше самое огромное и красивое – игровое поле! Сложено оно вшестеро, по длине примерно как поля Eldritch Horror или Робинзон Крузо, но немного уже. Уж извините, поле влезает в кадр только как сбоку-сверху, да и то не целиком.


В правой части поля – карта востока Северной Америки, разделённая на Юг, Север и Канаду. Три самые нижние локации - плантации, из которых побегут рабы.


В левой части – разделённые на три Исторических периода колонки для размещения Токенов и Карт, соответствующих Историческим Периодам. Периоды как раз тех самых трёх цветов – синего, бордового, зелёного. Внизу – ряд для Карт Аболиционистов.


Идём дальше вглубь коробки. Воздуха здесь немного, так как почти половину высоты занимает сложенное поле, а вот под ним – ставшая уже традиционной центральная «треть» под остальные компоненты. Что там лежит?

Четыре толстых двухсторонних Victory Condition Card (Карты Условий Победы), по одной для каждого числа играющих – от 1 до 4. На одной стороне карты – условия победы и поражения для обычной игры, на оборотной – для усложнённого варианта. Усложняется игра только этими условиями на этих картах. Вверху указано, сколько рабов нужно спасти, чтобы выиграть игру, на всём остальном пространстве – места для установки кубиков Потерянных рабов, это условие поражения. Например, в обычной игре для четырёх игроков нужно спасти 22 раба, не потеряв при этом 20 (ниже - первая карта).



Дальше – листы шести Персонажей. Каждый игрок берёт себе одного такого Персонажа. Текст на карточках абсолютно одинаковый – это краткое описание порядка игровых действий. Изменения по ролям будут позже. Кстати, очень симпатичная оборотная сторона карточки.



Дальше – пакетик с 96-ю деревянными кубиками, которые представляют рабов, плюс две запечатанные колоды карт обычного размера, плюс два оригинальных d6.


На одном кубике (Slave Catcher Ловцов рабов) – пять граней, соответствующих цветам Ловцов и одна грань, когда Ловцы бездействуют. На втором кубике – на сколько локаций будет двигаться соответствующий Ловец. От каждой локации отходит или чёрная или белая стрелка (упс, Arkham Horror), по которым и будут перемещаться Ловцы.


Колода Аболиционистов – 52 карты с красной рубашкой, разделены на три Исторических периода и на карты Оппозиции. В колоду каждого Исторического периода будут замешиваться несколько карт Оппозиции. Почитал я некоторые эти карты Оппозиции – довольно жестокие. Если вспоминать тот же Аркхэм, то эффекты по жёсткости порой напоминают карты Rumor-Слухов. Хотя, в принципе, никто лёгкой дороги не обещал.


Наконец карты Персонажей. К тем самым листам Персонажей необходимо взять соответствующую карту Персонажа. Здесь уже отличия есть. Карты Персонажей двухсторонние – на одной стороне основное свойство Benefits (Выгода), на оборотной – Специальное Свойство.



Теперь зелёная колода – Slave Market (Рынок Рабов). Колода не очень толстая, к тому же далеко не все эти карты будут в игре – на каждой есть отметка, в игре с каким количеством игроков она используется. Во время игры три Рынка Рабов будут на поле. Рынки поставляют рабов на плантации Юга.


Вот в принципе и всё о содержимом коробки. Как резюме к этой части обора - компоненты очень качественные, игровое поле вообще в лучших традициях последних новинок; правила написаны на первый взгляд понятно; немного смущает текст на картах, но он типичный и потому понятный;  встречаются специфические слова и термины в названиях карт, но лично мне все эти исторические вехи и персонажи ни о чём не говорят, да и на игре это не должно отразиться.



Теперь перехожу к тому, что я понял из правил.

Как я уже говорил выше, нам необходимо вести рабов с плантаций Юга на Север, покупать токены Поддержки, а мешать нам будут Ловцы рабов и Оппозиция в рядах северян. Все три Исторических Периода включают всего восемь раундов. Каждый раунд состоит из пяти фаз.

1. Фаза Ловцов рабов.
2. Фаза Планирования.
3. Фаза Действия.
4. Фаза Рынка Рабов.
5. Фаза Лампы.

Думаю, особенно распространяться по поводу каждой фазы не стоит. В фазу Ловцов рабов двигаются соответствующие маркеры согласно кубикам. При Планировании каждый игрок берёт два токена с левой части поля, это могут быть Проводники, Сбор Средств или Поддержка. В Фазу Действий отыгрываются свойства Персонажей, токенов и карт Аболиционистов. В Фазу Рынка плантации заполняются рабами, а если плантации уже заполнены, то кубики рабов попадают на трек Потерянных рабов. В Фазу Лампы обновляется ряд Карт Аболиционистов и передаётся жетон первого игрока. В принципе, здесь всё понятно.

Условия победы таковы – к концу игры нужно собрать все Токены Поддержки (Support), число которых определяется числом игроков, плюс к этим токенам нужно спасти указанное на Карте Условий Победы число рабов. Спасти рабов – это не просто вывести их с Юга на Север, а переправить их аж в Канаду. Дело в том, что Ловцы рабов действуют главным образом на Севере, так что нахождение раба в Чикаго или Детройте ещё ничего не значит. Условия поражения – полностью заполненное поле Потерянных рабов на той же Карте Условий Победы. Судя по всему, игра будет продолжаться все три Исторических Периода до последнего раунда, всё решается в самом конце. Я несколько раз упомянул при описании Ужас Аркхэма. Действительно, перемещения Ловцов сильно напоминают перемещения монстров в Аркхэме, но во Freedom: The Underground Railroad игра идёт главным образом токенами, картами Аболиционистов и свойствами основных Персонажей. К тому же для меня сравнение с Аркхэмом – это только плюс, ну а что же получилось в итоге – посмотрим.

Кстати, здесь весьма необычное разделение игры по числу игроков. Мы уже привыкли, что в игре с указанным числом игроков «1-4» есть правила для 2-4 игроков и особенности для игры соло. Здесь деление другое. Для числа игроков 1-4 есть разделение по числу компонентов при стартовой раскладке, в каждом случае своё, плюс небольшое изменение на треке карт Аболиционистов для игры при числе игроков 1-2! Неожиданно, и это авансом делает честь авторам игры. Будем играть!


Ваш игровскрыватель,

Андрей


5 комментариев:

  1. По описанию ну никак не впечатлила. И вообще, пока непонятно, в чём там смак. Буду ждать впечатлений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я попробовал соло, так это по сути решение головоломки. Варгеймо-шахматные ощущения.
      В игре вся фишка в том, что когда Раб попадает на путь Ловца, то Ловец перемещается на шаг к нему. В результате пройти сквозь эти линии всей толпой очень сложно. Пойманный Раб попадает на Рынок ближайшего хода. Но это ещё куда ни шло, гораздо критичнее то, что нужно каждый ход интенсивно выводить рабов с плантаций. Иначе все непоместившиеся на плантации рабы с Рынков попадают на трек Потерянных.
      Вот так сидишь и рассчитываешь, как бы вывести рабов с юга на север, чтобы высвободить места возле плантаций для свежебежавших, да к тому же чтобы передвинувшихся не переловили и тут же не отправили назад на рынки. а оттуда сразу на плантации или в потерянные. Мне пока или не хватает одного места на треке Потерянных, или не довожу пару последних рабов в Канаду. Пока ни разу не выиграл.
      Ход Ловцов здесь вообще практически ничего не значит, и часто даже помогает, когда ловец убегает из гущи событий. Гораздо важнее отыгрывать карты, без них вообще никак. И очень сильно влияет необходимость покупать Поддержку - дорого и тратится одно действие в Планировании.
      Попробую найти компанию для игры, желательно варгеймеров. Чувствуется, что издательство варгеймерское. Я зависал при обдумывании хода, как игроки в ASL. :)
      Как поиграю мульти, сразу напишу.

      Удалить
    2. Я вчера глянул видеообзор, заинтересовало. Как ты и сказал, головоломка на логистику. Понравились спец-карты и система принудительной активации ловцов (когда наступаешь на тропу, то фишка того же света двигается по направлению к походившему рабу). Ещё прикольно, что игроков подгоняет несколько вещей одновременно. Круто, хочу сыграть.

      Удалить
  2. Ещё не играл? Подумываю купить, но пока не уверен.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да уж обыгрался! :) Я даже просто отдавал игру на игрульках, там уже и без моего присутствия играли. Плохих отзывов не было.
      Один раз я упоминал http://grandsolyanka.blogspot.ru/2014/07/28-06-14.html , до обзора руки никак не дойдут.

      Удалить