среда, 30 декабря 2015 г.

Коллекция-2015. Итоги года


Год назад я подводил итоги уходящего года, вспоминая все приобретения за год, оценив каждое из них несколькими фразами. В прошлом году абсолютная цифра была 36, это не разделяя на непосредственно игры и на дополнения. Слегка удивившись тогда этой прошлогодней цифре, я в начале этого года решил взять курс на строгую экономию, но в лучших традициях законов Паркинсона, абсолютная цифра годовых приобретений от этого только выросла! Правда, выросла именно сухая цифирь, в этом году она превратилась в 41, но по факту же следует обязательно разделить, сколько было приобретено именно игр, а сколько – дополнений. И вот в этом случае получается, что половина от этого значения – как раз дополнения. Более того, часть игр из нового пополнения – это print-n-play. Однако, я заговорился. Пожалуй, в этом году я поддержу свою же традицию, и охарактеризую каждое приобретение этого года в нескольких словах.


Но начну не с 2015 года, а с тех игр, что оказались в моей коллекции за последние пару недель 2014-го. Понятно, что тогда я не мог их толком опробовать, и вот сейчас исправляю ситуацию.

Игры из 2014 года.


Путешествие «Бигля»
Помнится, тогда появление этого дополнения в конце года было полной неожиданностью. Естественно, я тут же приобрёл его на волне отличного впечатления от Робинзона Крузо, но как-то так получилось, что сразу играть не стал, а потом всё откладывал и откладывал прохождение этого сценария и дооткладывался – так и не начал. Надеюсь, что по прошествии года руки всё же дойдут до Бигля.


Артифициум
Артифициум оставил противоречивые впечатления. С одной стороны, игра весьма достойная. Но с другой, отыграв пару-тройку партий в самом начале года, возвращаться к ней как-то не очень хотелось. Но что-то мне подсказывает, что повод достать Артифициум ещё будет, есть в нём что-то такое, что начинаешь ценить не сразу.


Коста Руана
А вот Коста Руану на новогодние праздники я потаскал достаточно! Игра отлично подходит для хорошего разогрева, особенно если игровая компания предрасположена к играм с блефом и подставами. Этой бы игре да коробку поменьше, можно было бы таскать на игрульки чаще. Но именно большая для филерной игры коробка останавливает от частого использования. Однако вспомнить Коста-Руану хочется!


Сказания десяти племён
Мини-игры в этой коробке от DVD разноплановые, и, естественно, не все мне приглянулись. Часть просто не моя, но есть кое-что интересное. Однако, даже не смотря на удобнейшую для переноски упаковку, таскать её не очень хочется. Заинтересовавшие меня мини-игры больше представляют собой интересные заготовки для чего-то более серьёзного. Хотелось бы увидеть развитие этих достойных идей.

Ну и теперь перехожу к играм, пополнившим коллекцию в 2015  году.


Quarriors!: Quest of the Qladiator & Quartifacts
Приступ на почве кубиков Quarriors! побудил меня в начале года заняться поиском дополнений. В результате коллекцию пополнили сначала Quest of the Qladiator, а чуть позже – Quartifacts. Первый зашёл просто отлично! Новые заклинания и новые существа, многие из которых имеют свойство «Lock» замечательно вписались к базовому набору. А вот второе приобретение я так и не попробовал. С чего бы это? Я думаю, причина здесь банальна. Дело в том, что базовый набор и Quest of the Qladiator поместились в одну новую коробку от этого дополнения, и перемещать эту плоскую коробку очень удобно. А вот Quartifacts лежат в отдельной коробке, и мне просто её лень таскать. Так и пролежали Quartifacts почти весь год неопробованными. А жаль. Нужно исправляться.

Теперь немного о приобретениях на Зимнем Игроконе. Я уже давно перестал быть шопоголиком на подобных мероприятиях, и потому зимой сделал всего два следующих приобретения.


Эльфийский замок
Очень давно хотел эту игру. Но как-то так получилось, что играть в неё оказалось не с кем. Обидно. Ну что ж, пусть ждёт своего часа, а пока - ноль партий за год.


Шотландский поединок
Очень приятная игра, приобретенная после опробования. Играется быстро, высока психологическая составляющая, к тому же я в неё почти всегда выигрываю. Были опробованы все варианты игры, но наиболее интересными оказались базовые правила. Игра хорошо подходит для разогрева, но часто таскать с собой не стал, потому и все сыгранные партии приходятся на зимние месяцы. Нужно будет положить в походную сумку, для того, чтобы скоротать время вдвоём, ожидая подхода игроков к серьёзным партиям. Шотландский поединок для этого – то, что надо. Как я про него забыл?

Перехожу к хаотичным приобретениям, да и не только приобретениям.


Wooly Bully
Ваши глаза вам не врут, я действительно приобрёл эту на вид детскую игрушку типа Каркассона. Я уже как-то слышал о ней неплохие отзывы, а приобрёл её по простой причине: в весенний период олимпийского роста курса валют к рублю (помните про такое?), игра подобного класса по додевальвационной цене не могла не попасть в мою коллекцию. Пока что так и не сыграл, но надеюсь рано или поздно попробовать.


The Ravens of Thri Sahashri
Вороньё стало первым моим опытом ПнП. Хотя, «опыт» - это громко сказано. Я просто распечатал редизайн на обычном принтере на обычной бумаге и разложил карты по протекторам с «глухим» оборотом. Вообще-то я не сторонник ПнП. Но где можно приобрести эту игру? Да нигде! Потренировавшись дома, удалось полноценно сыграть в неё всего пару раз за один вечер. Больше я желающих попробовать не находил, но это скорее больше по причине того, что с весны совсем не удавалось устраивать игры на двоих на нейтральной территории. Всё же дома у меня эта игра однозначно не пойдёт, а найти соратника на такую игру очень и очень сложно. Сейчас подумываю, что нужно перераспечатать Вороньё на плотной бумаге и, в конце концов, поиграть как следует.


Поморы
Поморы у меня не просто какие-нибудь, а с автографом автора! Сыграл я в эту игру одну неполную партию на Игроконе, а потом всего один раз от начала до конца. Почему так мало? Да причина всё та же, что и Вороньём – очень сложно найти партнёра на такую вот дуэльную игру. А Поморы, по моему мнению, попадают под определение «игры японской школы». Пусть игра немного перегружена странной «солью», да и не все эффекты от карт понятны, но в оригинальности ей не откажешь.


Between Two Cities
Ещё один ПнП. Нужно сказать, что этот ПнП обошёлся мне в какие-то неразумные деньги, ведь печатаю я игры дома, соответственно, все расходы на бумагу и картриджи – серьёзная статья расходов. И вот здесь, пожалуй, расходы того не стоили. Механика у игры оригинальна, но не более того. Как филер сойдёт, и если бы получилось приобрести «родную» недорогую коробочку, то ради бога, но вот ПнП – неадекватно дорого. Что по самой игре? Как я уже сказал – филер с интересной механикой. Строго обязательны поля городов, причём каждый игрок должен застраивать только свою половину, иначе игра проста до безобразия. А с полями – уже интересно, но не более того.


Patchwork
А вот этот ПнП оправдывает все те усилия, что я в него вложил! Я ничуть не жалею ни бумагу, ни картона, ни сил по вырезанию этих тетрисоподобных тайлов. Более того, у меня в игре настоящие пуговицы! Всё это, между прочим, стоит приличных денег. Но, как мне сказали, у меня теперь делюкс-версия Патчворка. Если кто-то спросит меня сейчас, зачем я затеял ПнП, ведь в магазинах игра есть, и недорого, то я отвечу, что это сейчас она есть, а вот в начале года весь тираж смели мгновенно! И есть за что. Что касается самой игры, то она стала новым домашним хитом и по популярности дома встала в один рад с Castle Panic. Одно из лучших пополнений в этом году.


Infarkt
Инфаркт я тоже сделал сам, взяв за основу уже имеющиеся прекрасные исходные материалы, за что очень благодарен тем, кто взял на себя подобный тяжкий труд. Инфаркт я стал делать потому, что его тоже, как и Вороньё, найти практически невозможно. И эта работа была ещё более серьёзная, нежели Патчворк, ведь здесь и складывающееся поле, и колоды карт. По самой игре стоит сказать, что я ожидал большего, но меня поразило, что многим сыгравшим Инфаркт приглянулся. Так что я иногда играю в него, но скорее не по собственной инициативе, а по просьбам других игроков.


Neuroshima Hex 3.0
Вот он, однозначный хит коллекции этого года! Я купил не только базовую коробку с четырьмя основными армиями, но в течение года скупил всё, что предоставил PortalGames под Нейрошиму 3.0, а именно – дополнительные девять армий и даже гекс Бомбера. Думаю, моё отношение к этой игре дальше пояснять не надо. Расстраивает лишь одно – играть доводится не так часто, как хотелось бы, хотя число сыгранных партий за год вполне приличное. Ну а сыграть соло в Нейрошиму я даже не стал пытаться, так и лежит в коробке нераспечатанная колода заданий.


Elder Sign: Gates of Arkham
По Вратам Аркхэма первое, что стоит сказать, так это то, что я приобрёл их после серьёзного опробования. Что же касается самой игры, так это не дополнение, это самостоятельная игра! Здесь игра в корне отличается от базового Elder Sign, разве что только кубики остались. И ещё, во Врата Аркхэма, в отличие от базы и первого дополнения, лучше играть в компании. Ведь я считаю, что первоисточник  - это скорее соло-игра, нежели кооператив.


Castle Panic: The Dark Titan
Долгожданное второе дополнение к непререкаемому домашнему хиту Castle Panic. Но вот получив его, пришлось заняться допиливанием игры. То, что предлагает автор в плане сочленения с базой и Башней Волшебника, так это никуда не годится. А вот немного доделав все эти нововведения, можно продолжать играть в «монстриков». Мы дома уже привыкли к игре с новым дополнением, но всё же, как мне кажется, без него игра была какой-то более логичной, более целостной. Уровень сложности поднялся, но в игре появился некий хаос, нехарактерный для игры с первым дополнением. Мы-то уже привыкли, ничего убирать не собираемся, но всё же эта игра стала другой, «то густо, то пусто» в плане монстров на поле. Могу только сказать то, что и говорил в обзоре дополнения: будет возможность приобрести дополнение – приобретайте, а не будет – много не потеряете. Главное, чтобы Башня Волшебника была.


Замки безумного короля Людвига
Получил Замки в результате хорошо известной краудфандинговой кампании. Здесь я ожидал увидеть вариацию на тему Субурбии, но по факту игра совершенно другая. Сразу после приобретения играл достаточно, но потом быстро сошло на нет. То ли все наигрались, то ли другие игры заслонили Замки. Да и Субурбия мне нравится больше, пусть я не могу выиграть не в неё, ни в Замки.


Dungeon Raiders
А вот эту игру специально по моей просьбе привезли из Питера, так как в Москве эту локализацию от GaGaGames было не найти. Периодически приношу Расхитителей на игрульки, причём почти всегда играем оптимальным составом – впятером. К сожалению, качество карт оставляет желать лучшего, из-за чего одна «единичка» быстро надорвалась. Нужно будет облачить их в протекторы. Ну и ещё некоторые капризничают, что здесь жизни – это не кубики, как в оригинале, а сердечки. Нашли о чём горевать! Вы на цену посмотрите и вспомните, сколько стоили «родные» Dungeon Raiders до появления локализации. Посему, Гаге – благодарность с пожеланием быть более внимательными к качеству продукции.

Дальше – летняя посылка от Филибера.


Biblios
Не знаю, откуда у меня посреди года взялось непреодолимое желание приобрести Библиос. Ведь я до приобретения своего экземпляра не играл в эту игру довольно долго. Но вот захотелось приобрести эту игру «два в одном»! И я ничуть не жалею. Более того, я не видел ни одного человека, кому бы Библиос не понравился. Прекрасный филер, который хочется выкладывать на стол постоянно.


Last Will
Это приобретение – на почве коллекционирования игр «Про Жизнь». Такая тема представлена единичными играми, а хорошие можно пересчитать по пальцам одной руки. На Последнюю Волю я возлагал большие надежды в плане частоты партий, но по факту она пошла как-то не очень активно, особого энтузиазма не вызвала. Думаю, просто в Last Will нужно играть с соответствующим лёгким настроем, но вот правила игры часто ставят играющих в первый раз в тупик. А нужно всего-то – меньше думать и больше комментировать те события, что с тобой случаются. Больше пати, меньше раздумий!


March of the Ants
Что касается Муравьёв, то здесь я, что называется, повёлся на картинки. Да и тема незаезженная. После первой партии на троих у меня ещё были сомнения в эффективности этого приобретения, хотя игра заставила и подумать, и пообсуждать партию по завершении. Но вот после партии на четверых положительных эмоций добавилось. Партия же на пятерых была не так динамична, как для четверых игроков, так что в этой игре стоит отметить чувствительность к числу игроков. Наверное, мне стоит написать обзор по Муравьям, игра того стоит. Интересная смесь из area-control и карт в старых традициях америтреша. Мы же в итоге решили, что это Eclipse в муравейнике с картами почти как в BloodBawl. Но эта смесь совсем не страшная, совсем наоборот. Хорошее приобретение, игра оригинальная и очень редкая.

Следующую игру я случайно приобрёл уже в Москве. Почему случайно? Да вот захотелось вдруг заполучить эту игру, и как-то сразу нашёл того, кто продаёт новую с рук. Так совпало.


Port Royal
Этой игре я могу смело присваивать номинацию «Вообще не угадал». Ожидал одно, получил совсем другое. Тем не менее, на игрульках игра идёт прекрасно. Весёлый карточный push-your-luck, попавший на игровых встречах в одну компанию с Dungeon Raiders, хотя игры и совсем различные по механике. Пусть мне в Port Royal вечно не везёт, но игра не для того, чтобы побеждать, а чтобы весело провести время.

В этом году я полностью собрал свою коллекцию Маленького Мира, без Подземелий. Правда, для этого пришлось искать маленькие дополнения в совершенно разных местах.


Small World: Leaders, A Spider’s Web, Royal Bonus
Правда, только сбором всех дополнений я не обошёлся, ещё и использовал все имеющиеся пустые тайлы рас и способностей, чтобы добавить заинтересовавшие меня любительские придумки, взятые с BGG, в комплект игры. Что же касается того, сыграл ли я в то, что получил, то тут не могу не сказать, что игра в Маленький Мир для меня – редкое событие, о чём я очень сожалею. Точно знаю, что пока не пробовал Лидеров. Так что, хотя коллекция и собрана, но толком поиграть не получается. Жаль.

Теперь перехожу ещё к одной посылке от Филибера, на этот раз к зимней.


Ginkgopolis: The Experts
Очень хотел это дополнение, но опробовать никак не получается. Дело в том, что почти всегда за столом оказываются те игроки, кто видит Гинкгополис впервые, и тут уж не до расширений, им бы разобраться с базовыми правилами. Однако я очень надеюсь, что с Экспертами у меня всё сложится, ведь получил их всего-то месяц назад.


Arboretum
Арборетум я раскусил не сразу. А когда понял, что это такое, то не мог не удержаться, чтобы не приобрести. Пока что с моим экземпляром Арборетума повторяется та же ситуация, что с прошлогодним Спартакусом: свой экземпляр есть, но играю в чужие коробочки. Тем не менее, о покупке ничуть не жалею, недорогая игра на расшевеливание извилин в черепной коробке.


Legacy: The Five Families
Это дополнение – одна из трёх главных хотелок этого года. Пока что сыграл, только добавив новых Покровителей. Здесь причина задержки в освоении та же, что с Гинкгополисом – никак не удаётся усадить за Наследие тех, кто хорошо знаком с игрой. А рисковать запускать сразу карты семей для тех, кто играет в Legacy в первый раз, я не рискую. Но что-то мне подсказывает, что освоение и карт пяти семей, и новых карт в колоде детей – не за горами.


Sylvion
А вот эта игра стала для меня открытием, откровением! Совсем не ожидал, что соло-игра может меня чем-то удивить, но Сильвиону это удалось. Пожалуй, я присвою ей номинацию «Приятная неожиданность». Одно из лучших приобретений этого года, даже особо и комментировать нечего. Игра великолепна во всём!


Castellion
А вот эта игра – тоже ожидаемая мной новинка этого года, наряду с Legacy: The Five Families и Castle Panic: The Dark Titan. И именно Кастеллион, в отличие от Сильвиона, я совершенно не понял. Боюсь, это моё Главное Разочарование года.

Перехожу к декабрьским приобретениям года. А ведь я говорил себе, что филиберовская посылка будет моей последней покупкой в году, думал, что это будет моим подарком самому себе к Новому Году, но настольный зуд победил. Однако сначала – ещё одна игра по системе краудфандинга.


Брюгге
Эта игра от Фельда, так что для меня интересна по умолчанию. Не знаю, почему я не приобрёл её ещё в прошлом году, может быть, цена с учётом доставки напугала. И ведь как знал! Более чем приятный ценник локализации заставил вписаться в кампанию. Что же я получил? Качество исполнения вполне достойно, хотя и не без нареканий, а сама игра… Я ожидал большего. Да, поиграть можно, есть некая кризисность, стараешься собрать какие-то цепочки персонажей, но всё же чего-то не хватает. А то, что все заканчивают игру практически на одном значении после финального подсчёта победных очков вообще заставляет задуматься: это я играл, или игра играла мной? Тем не менее, периодически играть буду, пока что предложения сыграть поступают постоянно. Но мне кажется, что у Фельда есть гораздо более интересные для меня игры: Замки Бургундии и Год Дракона.

И наконец, вот они, самые последние приобретения года, так сказать – под ёлку.

7 Wonders: Duel
Как-то раз я попробовал эту игру, и она мне сразу понравилась, хотя я и не любитель основных Семи Чудес. К сожалению, я не поймал Дуэль при заказе посылки от Филибера, уж очень быстро её там разобрали, но вот при появлении её в Игроведе испытывать судьбу не стал, благо цена там была ровно той, во сколько она мне обошлась бы при покупке из Франции. Считаю, что удачно приобрёл. Ну а по самой игре могу только сказать, что в первый же вечер мы дома сыграли сразу девять партий подряд, остановившись в пол-первого ночи. Это ли не рекомендация? Кстати, я проиграл всего один раз, пусть даже и разгромно. Странно это, но игра очень нравится, хотя я и не сторонник того, когда партии играются в одну калитку.

Пандемия. Наследие
Играть пока не начал, отложил старт на новогодние каникулы. Игра поразила размерами коробки, совсем не ожидал такого гробика. Ну а прочтение правил игры с пустым местами под будущие стикеры вынуждает меня с трудом сдерживаться, чтобы не начать играть, что называется, с колёс. Вот лежит эта коробка сейчас рядом со мной, а я облизываюсь. Правда, кое-какие места в правилах пока остались непонятыми, но надеюсь, что вскрытие первых же сюжетных карт прояснит ситуацию. В частности, мне пока не понятно, по какому принципу выбираются шрамы, ведь не исключена вероятность того, что они могут появиться в первой же партии. Ну и не совсем понятен момент, как так получается, что если поднять уровень беспорядков в городах и проиграть в первую партию месяца, то ведь во второй они не изменятся, а значит – вторая попытка будет сложнее, чем первая. Нужно быть повнимательнее с правилами, не хотелось бы ничего испортить.

Ну и где-то на подходе, перемещаясь между почтовыми отделениями, едет ко мне по России моя Заварушка в Трактире, ещё одна краудфандинговая игра. Не знаю, что там будет с игровым процессом, но покорил подход к исполнению компонентов – бирдекели! По-моему, такого у нас ещё не было. Отдельные подставки на настольную тематику я видел, но чтобы целая игра… Посмотрим, что получилось.



Итого, за этот год коллекция пополнилась, как я уже сказал, 41 наименованием. Правда, из них игр – 23, это с учётом Elder Sign: Gates of Arkham, ведь, как я уже сказал, это не дополнение, а по сути новая игра. Таким образом, получается, что за год кроме игр было приобретено ещё 18 дополнений, то есть игры и дополнения разделились почти поровну. Больше всего дополнений было приобретено для Neuroshima Hex – девять плюс гекс Бомбера. Для Small World дополнений было получено три, это не считая ПнП любительских рас и способностей, а для Quarriors! –два больших дополнения.


Самыми желанными новинками этого года были Castellion, Legacy: The Five Families, Castle Panic: The Dark Titan. И если первая игра принесла разочарование, то вторую я пока не успел оценить в полной мере. Лучшими же приобретениями этого года я считаю следующие игры:

Neuroshima Hex 3.0
Patchwork
7 Wonders: Duel
Sylvion

Из разочарований – только Castellion, но у него ещё есть шанс исправиться.

По всем остальным я уже высказался, так что не буду отдельно разводить списки тех игр, что оправдали ожидания, или же авансы, выданные им, были избыточными.

Пока ничего не могу сказать о Пандемии.Наследие, потому и не вношу её ни в какой список.

Ещё, глядя на то, что многие подбивают за год число сыгранных партий, я и сам попробовал подсчитать, во сколько игр было сыграно, и сколько партий на это ушло. Для игр в Игрании это не составило большого труда, а вот игры, сыгранные дома, я могу оценить весьма приблизительно. Что же у меня получилось? А получилось вот что.

Игр я насчитал 111 за год, партий в Игрании – 222, вот такие красивые числа. Так что, учитывая игры дома, можно смело говорить и том, что общее число партий перевалило за 300. Пожалуй, нужно со следующего года попробовать вести статистику, подведение таких итогов оказалось довольно занятным процессом.


Говоря о ведении блога, приведу такие цифры. В этом году число публикаций, включая эту, составило 56, что меньше прошлогодних 64. Причина этого – я с июня пошёл на работу. Потому и не получается поддерживать даже минимальное взятое обязательство: одна публикация в неделю. Пока что удаётся выдавать всего по три заметки в месяц, а дефицит времени заставляет задерживать публикации даже Поиграндок – сейчас в очереди на написание три встречи. К тому же мне бы очень хотелось написать обзоры на пару игр и выдать как минимум две статьи про игры, объединённые одной темой. И это я не говорю о том, что было заброшено ещё в прошлом году. Итого - семь нереализованных статей! Это очень много, мне нужно что-то предпринять по этому поводу. Сейчас я настолько вымотан трудовыми буднями, что даже не хватает времени сделать самые обычные картинки новых коробочных изделий и новых работ на тему ПнП. Да, я продолжаю это делать!


Ещё в этом году я перешагнул рубеж «1000 дней на Тесере» и даже дал интервью по этому поводу. Ещё раз благодарю всех, кто написал свои несколько слов под этим интервью, огромное вам спасибо за тёплые слова!

Кстати, я совсем забыл кое о чём. В декабре у меня разобрали последние оставшиеся кожаные стаканчики в Лавке Кустаря и взяли несколько тарелок для кубиков. Остатки стремительно тают, что лично меня не может не радовать, но и заставляет задуматься о том, что новые работы вряд ли появятся. И дело здесь не только в отсутствии времени на изготовление новых изделий. К сожалению, пропал качественный материал, как для стаканов, так и для тарелок. Короче, с нормальной кожей и замшей – беда. Как я успел отхватить в начале года то, что было, сам удивляюсь. Но не будем о проблемах. Ведь впереди – Новый Год.

Желаю всем провести его в мире и спокойствии, чтобы невзгоды обходили нас стороной, чтобы у нас всегда было время и желание заниматься любимым хобби. Ну и денежки для пополнения коллекции пусть тоже в кармане водятся.

С НОВЫМ ГОДОМ И РОЖДЕСТВОМ!


6 комментариев:

  1. Ну ты и шопоголик - столько неигранных игр да еще и с прошлого года! А в игранию все равно постоянно приносишь легаси))).
    У нас безусловный лидер по партиям - love letter - вот она, игра года!)))
    На НГ праздники есть твердое намерение собрать народ на рунворс с допом. Если не будешь полностью поглощен Пандемией - welcome =).
    С наступающими праздниками, удачи, интересных партий и достойных соперников в новом 2016!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Неигранного всего-то парочка, ну и дополнений всего ничего. Так что всё идёт по плану!
      С Новым Годом!

      Удалить
  2. И тебя с наступающим Новым Годом! Побольше тебе в следующем году классных игр и поменьше разочарований!=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И тебя с Новым Годом! В этот раз разочарований - всего одна игра, так что результат неплохой.

      Удалить
  3. Не бросайте Поиграндки)) С наступающим Новым Годом! Ирина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Постараюсь поддерживать темп, может за праздники нагоню немного. С Новым Годом!

      Удалить