среда, 9 сентября 2015 г.

Поиграндки #44: Android, Trajan, Last Will, Biblios, Большая уборка


Основными блюдами этого дня были назначены Android и Trajan. Как-то зачастили мы в последнее время по старым играм от FFG, да и о Траяне можно услышать отзывы как о суровом евро. Но начну не с них, а с чего попроще.



Большая Уборка

Инициатива, начатая совсем недавно с РиффРафф, была подхвачена, и звучавшие в прошлый раз названия типа «Вилла Палетти» в этот раз были материализованы в виде гораздо более простой в части компонентов, но не менее интересной Большой Уборки. Помнится, приобрёл я эту игру на одном из Игроконов, когда мы, три больших дядьки и один паренёк, провели довольно большой отрезок времени за столом именно с этой игрой. Дома Большая Уборка тоже игралась неплохо и продолжительно, но всё же была вытеснена РиффРаффом, хотя мне нравятся обе игры. Просто РиффРафф кажется более серьёзной, уже взрослой игрой, а Большая Уборка несколько теряется на его фоне. Тем не менее, как я думаю, Большая Уборка – это достойная и относительно бюджетная альтернатива РиффРаффу. Впрочем, своё мнение я уже высказывал в сравнении этих двух игр. Ещё мне кажется, что в Большую Уборку лучше играть большим числом игроков, а РиффРафф, несмотря на то, что хорошо играется в любом составе игроков, всё же на двоих лучше.

В этот раз мы немного поиграли именно вдвоём, и играли со всеми десятью картами на руках, хоум-рул только с тремя картами на руке я предпочитаю использовать в игре на несколько игроков, именно тогда в таком варианте игра становится интереснее, я бы даже сказал – живее. Что же касается самого процесса игры, то Большая Уборка игралась как обычно, то есть эта маленькая коробочка с деревянными штучками заставляет поднять свою пятую точку со стула и временами подолгу примеряться к шаткой композиции, стараясь унять дрожь в пальцах, что особенно актуально, если только что ты тащил на третий этаж культурного центра два тяжеленных пакета с играми. Понятно, что мне удалось выиграть, всё же опыта я в домашнем режиме накопил предостаточно. Хотя, Большая Уборка – это совсем не та игра, где стремишься выиграть партию. Конечно же, приятно в конце узнать, что ты нахватал или не нахватал «минусов», или даже оказался в плюсе, но это так, довесок к приятному времяпрепровождению, короткому, но увлекательному. Ничуть не жалею о том, что в своё время глаз упал на эту игру.



Biblios

В этот раз впервые сыграл в Biblios в дуэльном режиме. И это, доложу я вам, несколько отличается от игры на троих или четверых. Дело в том, что при игре на двоих значительно сужается свобода действий, свобода выбора. Ведь если при игре большим составом у тебя есть возможность скинуть карты на драфт, мол, разбирайтесь с ними сами, то здесь всё чётко: одну – себе, одну – тебе, одну – на торги. И так получается, что скинув на торги что-нибудь средненькое, а потом забрав себе, к примеру, «две монеты», третьей картой сопернику уходит что-то ну очень крупное. Не то чтобы обидно, но специфика игры сказывается.

Тем не менее, Biblios и в таком режиме замечателен, мне опять понравился. И пусть мне не удалось выиграть, но мне удалось заставить понервничать своего оппонента. Это уже потом, после завершения партии, я понял, откуда взялось это беспокойство, хотя мне показалось, что один из цветов я начисто сливаю. Я совсем забыл, что в игре на двоих из игры убирается сразу 21 случайная карта! Именно из-за этого все расчёты на тему того, сколько очков разыгрывается на одном цвете, просто бесполезны. Даже не обратив внимание на это, я играл в свою обычную игру, и тут уж результат был чисто библиосовский – минимальное преимущество на одном из кубиков позволило выиграть тому, кто забрал три куба. Проиграл, но не обидно. Всё же Biblios – очень приятная игра в любом составе. Только бы не переиграть в него.



Android

И вот, наконец-таки, приступаем к основному меню, где главное на сегодня – это Android, тот самый, с большим полем и кучей всего-всего. Игра занимает невероятно много места даже по меркам  FFG. А ещё это игра из старого времени. Времени, когда каждая новая коробка от FFG, или как их тогда любовно прозвали «гробики», так вот эти гробики становились всё больше и больше. Но Андроид был пока ещё в такой коробке, которая впоследствии стала стандартной для большинства издателей. Но хватит уже ностальгировать, пора изучать это очередное, пропущенное мной ранее творение американской школы.

Американской школы, говорите? ФФГ, говорите? Но здесь нет кубиков! То есть, их нет вообще, в принципе, даже не предусмотрены. ФФГ без кубиков? Ну что ж, бывает, хотя это и более чем странно. Стоит отметить, что это моё удивление проявилось только за столом, а не в процессе чтения правил. А вот что касается правил, то я пытался их прочитать на неделе, очень пытался, но совершенно ничего не понял! Какие-то улики, какие-то подозреваемые, какие-то доказательства виновности-невиновности… Вообще ничего не понятно. Решив, что в подобных играх проще начать играть, чем пробиться сквозь дебри правил, я предоставил возможность растолковать мне основные тезисы тем, кто в Андроиде уже бывал. Пожалуй, я был прав, так действительно лучше.

Но перед этим был сетап… Где-то на рубеже завершения сетапа и начала объяснения правил я вроде как пошутил, мол, за час успеем дораскладывать и объяснить мне правила? Оказывается, здесь такими вещами шутить не стоит. Сорок минут! Именно столько прошло времени с этого момента до начала игры. Но самый главный вопрос, который меня волновал в тот момент, был такой – а какова цель игры? Ответ меня несколько обескуражил. Победные очки! Да и вообще, здесь задача даже не выиграть, а просто прожить историю со своим персонажем. Победные очки, нет кубиков… А это точно ФФГ? Хотя… Карты графикой напоминают Chaos in the Old World, счётчики числа действий тоже, ещё и куча текста курсивом… Давайте уже начнём!

А дальше началось нечто, где я в начале вообще не понимал, что нужно делать. Кого-то нужно как-то обвинить, а кого-то - оправдать. В углу собирается пазл, то ли для набора бонусных очков за ряды, то ли для будущих бонусов за какие-то далёкие результаты. Двоё других игроков, уже знакомых с Андроидом, как-то быстро бегали и собирали какие-то победные очки, а я просто старался освоиться в этом мире. Что мне даёт каждое действие? Какой в нём смысл? Стоит сказать, что когда выбирали персонажей, то я попробовал сделать свой выбор по принципу: играешь в первый раз – бери самого мобильного. Ещё квест моего персонажа был двухуровневый, а не как у других – на четыре ступени. Это тоже мне, как новичку в мире Андроида, здорово помогло. Ведь только к половине своего первого квеста я понял, как тут играется, что нужно делать. Даже смог удачно выполнить свой первый квест, несмотря на жестокие происки других игроков, как-то хитро извернувшись на последнем шаге. На второй стадии я так сильно процесс не запускал, сразу же набрав то, что гарантировало мне удачное выполнение моей задачи и принесло в конце максимально возможное число ПО.

В целом же по игре, мне показалось, что она идёт как бы волнами. То что-то невразумительное, полусонное, а то динамичное, когда всё удаётся. Где-то с середины партии я понял, что здесь можно спокойно отходить от стола, отыграв пакости, если таковые есть, в начале хода другого игрока, и ничего страшного от твоего отвлечения не произойдёт. Даже наоборот, полезно вот так отойти, посмотреть, во что там другие играют, а потом вернуться и несколько обновлённым взглядом посмотреть на то, что творится на поле.

Конечно же, были такие моменты, когда ради поддержания атмосферности мы старались зачитывать то, что написано на картах, и это было к месту. Можно даже сказать, что именно это меня в конце и немного подвело. Когда я сыграл карту пакости на андроида, то ради придания яркости игровому моменту мы попросили с выражением прочитать, что же там, собственно, произошло. И вдруг оказалось, что играть эту карту я не мог. Забавный случай, но тут уж я сам виноват, не настаивал бы на художественности, глядишь, ещё бы и выиграл.

Что же касается того, кто тут выиграл, то результат был довольно неожиданным. Мы ожидали огромного отрыва одного игрока, я вообще записал себя в безнадёжные аутсайдеры, как вдруг оказалось, что я, удачно сыграв всего лишь пару-тройку раз под конец игры, собрал кучу ПО, просто собрав одним махом жетоны одного цвета, а самым-самым последним действием не дал третьему игроку выполнить его квест. Причём заметил я это, что называется, в последний момент, никто даже не ожидал, что я окажусь таким нехорошим человеком. В принципе, и я не думал, что эффект от моего последнего хода будет таким серьёзным, просто разрушил выполнение квеста. В итоге я всего на какие-то смешные четыре очка отстал от лидера, чего совершенно не ожидал.

Тем не менее, хотя я и закончил игру довольно достойно, но не могу сказать, что Андроид меня очень уж впечатлил. Всё же сюжет игры, её процесс лично для меня кажется странным, нехарактерным именно для ФФГ. Это и не кооператив Ужаса Аркхэма, и не полукооператив Ярости Дракулы, и не «все-против-всех» Хаоса в Старом Мире. Возможно, такие игры – просто не мои. Большую часть партии я не понимал, что делаю, что происходит, как вдруг в конце – все пришли одинаково. Да и карты здесь уж очень жестокие, ничего толком планировать не получается, все твои замыслы посрывают. Вроде бы и приключение должно быть, историю нужно прожить, но уровень подлючести довольно высок, к таким впечатлениям не располагает. С другой стороны, от стола ведь отходить можно, непосредственно за столом не заснёшь, а если не будешь тупить, то наберёшь свои победные очки, может быть даже и выиграешь. Но все равно, Android – игра для меня очень странная, даже не знаю, к какому жанру её отнести. Так до конца и не понял, во что я играл.



Trajan

С Траяном я никогда ранее не пересекался, со стороны ни разу не видел, и если даже и видел какие-нибудь обзоры и отзывы по нему, то в голове ничего по ней не отложилось. Хотя нет, кое-что помню. Почему-то запомнилось, что эту игру кто-то относил к довольно сложному евро. Именно с этой точки зрения я взялся читать правила, и ничего такого сверхъестественного там не увидел. Вроде бы обычное евро с несколькими путями набора победных очков. Путей этих не так уж и много, всё крутится вокруг неких шести действий. И даже то, что громко называется «военными действиями», никакого военного конфликта между игроками не предполагает, никто ни у кого ни одного мипла не убьёт. Ещё после прочтения правил немного смущает большое число этих самых миплов, ждёшь переизбыток этих ребят на поле и, как следствие, распыление внимания, но по факту в игре этого не происходит.

Итак, прослушав краткий экскурс в возможности игры, и отметив про себя, что я уже обленился и предпочитаю выслушивать правила, а не вчитываться в них за день до игры, начинаем играть. И вот здесь наибольшую проблему создаёт совсем не разнообразие действий, здесь как раз, как я уже сказал, их не так уж и много, а требует внимательности такая вещь, как «круг манкалы». Если кто не знает, то это принцип перемещения фишек по кругу, когда ты берёшь кучку разноцветных фишек с одного места, и потом раскладываешь  их по кругу, по одной в каждую последующую. В Траяне этот процесс устроен ради выбора действия: на какой чашке остановился – такое действие и выполняй. И вот здесь кроется один подвох, на который я, да и не только я, попался. Дело в том, что есть на этом круге не только действия, но и бонусные тайлы, и если возле последней по ходу раскладки фишек чашке есть такой бонус, и если в чашке есть фишки тех же двух цветов, которые соответствуют цветам на бонусном тайле, то получите этот бонус. И тут как раз и кроется подвох для тех, кто играет в Траян впервые. Мы, ещё толком не умея пользоваться «кругом манкалы», пытаемся подгадать раскладку цветов под этот бонус, что у нас, конечно же, не всегда получается, и как следствие, останавливаемся на таком действии, какое получится, и не факт, что оно полезное в конкретный момент игры. Только к концу игры понимаешь, что играть-то нужно было совсем наоборот!

А играть нужно, основываясь в первую очередь на действиях, которые ты хочешь выполнить. Конечно же, в самом начале игры эти бонусные тайлы как бы подстёгивают к выбору первых ходов, и в чём-то эти подсказки напоминают аналогичный старт в Бора-Бора, но тут главное – вовремя переключиться со сбора этих тайлов непосредственно на игру нужными действиями. Видимо, именно из-за этого некоторые считают Траян немного сложной игрой. Ведь сходу освоить логику «круга манкалы» получается далеко не у всех, можно заиграться в эту перекладку цветных фишек, и совсем забыть про то, ради чего мы, собственно, здесь собрались. А когда наступает прозрение, то кто-то уже убежал вперёд по треку победных очков на недосягаемое расстояние.

Не знаю, стоило ли мне так много расписывать все то, что я написал выше, ведь главное моё впечатление по Траяну - это не то, что нужно осваивать манкалу, и не то, что все действия на поле довольно просты. Главное впечатление: я с удивлением узнал, что Траян – это Фельд! Никогда бы не подумал, что автором этой игры является Штефан Фельд, хотя и все эти прибабахи в виде манкалы и шести чашек можно было ожидать именно от него. Дело в том, что любая игра от Фельда замечательна тем, что она легко осваивается по ходу первой партии, за первый, от силы второй ход. В фельдовские игры совсем необязательно быть каким-то сверхопытным игроком, его игры довольно дружелюбны к новичкам, будь то Замки Бургундии, Луна, Год Дракона или упомянутая уже сегодня Бора-Бора. А вот в Траян как раз чувствуется, что опыт нужен. В игре нужно одновременно и освоить манкалу, и оценить эффективность действий. Времени в партии на оба этих процесса может и не хватить. Вот такой вот нетипичный «фельд» получился.

Если вы думаете, что Траян меня не впечатлил, то это совершенно не так, всё совсем наоборот. Я понял, почему многие гоняются за этой игрой, мечтая заполучить её в свою коллекцию. Игра действительно достойна таких усилий. Я бы с радостью сыграл в неё ещё не один раз, ведь теперь я уже неплохо ориентируюсь в тех возможностях, что она предоставляет, и мне кажется, что здесь может даже проявиться довольно жёсткий конфликт между игроками, три действия из шести к этому располагают, что, кстати, тоже не совсем по-фельдовски. И вот тут возникает вопрос: а как часто получится посидеть за этой игрой? И если для многих игр мы ответим, что, мол, нечасто мы играем в одну и ту же игру, то в случае с Траяном почему-то на ум приходят Замки Бургундии. Не знаю, как вы, но у меня в Замки получается играть не так уж и редко, а Траян можно поставить в один ряд с этой игрой. Так что предпосылки для дальнейшей игры в Trajan есть, и я от новой партии не откажусь. Пусть даже это и не совсем «фельд».



Last Will

Так получилось, что в мой свежеприобретённый экземпляр Последней Воли первым довелось сыграть не мне, а ребятам в Игрании. Пока я бегал между Землёй и Луной в Андроиде, они осваивали занимательное занятие по трате дядюшкиных денег. До меня же очередь дошла только в конце дня, уселись мы за эту игру под занавес, вдвоём. Если быть честным, то от Последней Воли на двоих я многого не ждал. Почему-то мне кажется, что в подобные игры нужно играть как можно большим составом. Тем не менее, Last Will приятно удивил. Хотя и на поле не было обычной для игры в большом составе толчеи сначала при расстановке круглых фишек на треке очерёдности, а потом драки за нужные карты или действия, но исчезло другое, а именно – даунтайм. Всё же в Последней Воле, пока каждый отыгрывает полностью свои действия, другие обычно скучают, хотя и можно проводить эту процедуру одновременно. При игре же на двоих время ожидания минимизируется, что идёт игре только на пользу.

Что же касается Последней Воли в целом, то здесь в очередной раз нужно отметить необычную систему розыгрыша карт, ведь каждый тип карты отыгрывается со своими особенностями, и если играешь в Last Will нечасто, то приходится заново привыкать и к бесплатным розыгрышам карт, и к странным легендам некоторых персонажей, из-за чего постоянно лезешь в правила. Но даже в этом случае мы умудрились напортачить. Это я понял уже потом, после партии, но не так уж и сильно я наплюсовал себе расходов, вроде бы и в правильном понимании правил использования двух поваров при зарезервированном столике выиграл бы, пусть даже с копеечным преимуществом. Что же касается как раз финального результата, то даже с нашими постоянными влезаниями в правила и выходом в игру далеко не всех карт, мы смогли потратить стартовые 70 денежек как обычно, на шестом раунде. Ну а про финальный результат я уже сказал, если подкорректировать его, то разрыв минимальный. А выиграл я, по сути, только из-за того, что в самом конце ухнул все свои шесть действий на то, чтобы закатить шикарный бал. Гулять, так по полной!



На этом заканчиваю сегодняшний отчёт, который опять получился немного затянутым. В оправдание могу сказать, что такие затяжные отчёты получаются, если получается сыграть во что-то новенькое. В это раз новенькое было достойно того, чтобы потратить пару совсем не лишних абзацев. Всё же и Android, и Trajan – вещи достаточно серьёзные.
В конце, как обычно, о каждой игре в двух словах.

Большая Уборка – приятная, забавная игрушка для любого возраста.
Biblios – игра на двоих имеет свои особенности.
Android – слишком странная для меня игра.
Trajanнетипичный Фельд.
Last Will – каждый раз вспоминаем правила розыгрыша карт.

В завершении мне стоит сказать, что лето закончилось, и потому народ снова потянулся на игрища. Потихоньку-потихоньку, а активность при обсуждениях грядущих игровых встреч стала повышаться. Ну вот вам ещё и ссылка по поводу того, что в этот раз было в Игрании. А кто не хочет на неё нажимать – просто немного картинок с этого игрового дня в ЗИЛе.






Всем удачной игры!






2 комментария:

  1. Траян-таки типичный "очковый салат" от Фельда, совсем бездушный.
    Андройд - тяжёлая игра, вроде и хочется ещё раз сыграть, но многое останавливает. Время партии на первом месте :)

    ОтветитьУдалить