среда, 4 марта 2015 г.

Поиграндки #29: Legendary, Colt Express, Наместник


Немного запоздалый отчёт об играх за 23 февраля. Но уж лучше чуть позже, чем совсем никогда, тем более что есть о чём расказать.


В праздники кто куда, а мы – играть. И ладно бы мы одни, таких сумасшедших в ЗИЛе было немало, пусть даже не из нашего муравейника, но все приходят и играют. Кто все эти люди? Ау! Отзовитесь! Мы постоянно видим друг друга по субботам и воскресеньям, и все по своим углам, по своим компаниям. Если что, я играю под флагом Игрании.

Legendary: A Marvel Deck Building Game

Лично у меня выход пару лет назад Legendary оставил такое впечатление: очередной декбилдинг на очередную франшизу, к тому же ещё и от неизвестного издателя. Как говорится, «проходим мимо». В Доминион наигрались, Ascension не впечатлил, Громокамень порадовал. Ну чем ещё можно удивить? К тому же, все эти комиксы с их капитанамиамериками, россомахами и халками далеки от меня чуть более чем бесконечно. Мне Legendary были настолько априори неинтересны, что я не поддавался ни на какие хвалебные статьи, ни разу не задумывался попросить кого-нибудь принести игру на пробу. Но вот в этот раз я впервые увидел Legendary со стороны. Первоначальная возня взрослых дяденек с комиксами позабавила, но я как-то всё равно задержался возле стола с игрой, пытался понять, что они тут творят. Элементарные действия понятны – Доминион он и в Африке Доминион. Но здесь происходит что-то отличное. Всё-таки сбиваете врагов? И их ряд двигается? Так это же Громокамень! Уже интереснее. Ух-ты, да вы «трофеи» не в колоду запихиваете, а отдельной стопкой складываете? Есть первое отличие! А это что за события по ходу игры? Реально  - события, которые портят жизнь и дают новые «вводные»? Очень интересно!

Короче, когда возник повод присоединиться, я садился не то чтобы с радостью, но с предвкушением. Эх, английского бы здесь поменьше, читать карты не хочется… Но совсем скоро это мелкое неудобство перестало замечаться, мне растолковали текст нескольких карт, и потом уже я, что называется, поймал нить терминологии.

Уже в первую пару ознакомительных для меня партий я прекрасно ориентировался в том, что происходит, привыкать особо не к чему, и тут мой позитив от игры стал расти как на дрожжах! Мне нравилось здесь всё! И взаимодействие карт, что заставляло не просто так скупать что подороже, а стараться взять то, что в дальнейшем может превратиться в хитрую, долгую  и оттого приятную комбинацию. И кажущиеся простыми сценарии, а по сути оказавшиеся отлично сбалансированными. И разнообразие героев, и их состав на сценарии, что давало какую-то невероятную реиграбельность в каждом новом сочетании. Как оказалось, Legendary – это просто потрясающая игра! Это что-то вроде любимого мной Громокамня, вот только на пару ступенек выше, главным образом из-за разнообразия героев, их интересных и  порой сложных свойств. Ну а то, что здесь можно получить какую-нибудь потрясающую комбинацию, так это вообще что-то особенное. Можно вспомнить разве что хорошо раскаченную колоду в Mage Knight, но и это сравнение здесь весьма условно. Ведь главное здесь – это темп игры! Ураган!

Когда мы разложили в этот день ещё пару партий в Legendary, это уже после остальных игр, то втроём взвинтили темп игры до невероятного. Добрав руку, ты не успеваешь прочитать свои шесть карт, как оказывается, что следующий за тобой игрок уже заканчивает свой ход. Одновременно отслеживая «город» и обсуждая, что лучше сделать, ты успеваешь прикинуть свой розыгрыш карт, как вдруг оказывается, что и третий игрок уже почти всё отыграл, и вот уже твой ход. Теперь – твой быстрый отыгрыш, быстрое обсуждение, ещё быстрее, быстрее, быстрее… Карты и руки мелькали над столом, колоды росли и прокручивались с кошмарной скоростью, и это всё в комплекте с чувствительными событиями, а ведь нам нужно успеть, успеть выиграть у них, но не забыть и выиграть у других! Ничего личного, это игра… Я не виноват, такие карты пришли… Ну и зачем было играть такую карту? Мне теперь скидывать, а я так надеялся… Чего-чего?! Из трофеев скидывать? Да где ты взял такую карту?...

Как вы поняли, от Legendary я остался в восторге. И мне плевать, что это какие-то непонятные мне комиксы. Какие возможности! Какой темп! И как хорошо играть с теми, кто не умеет тормозить! Интересно, если на троих так идёт, то как она на двоих? Ураган превращается в тайфун и сметающее всё на своём пути цунами?

Colt Express

При обсуждении во что бы поиграть большим составом, в числе фаворитов всё чаще звучал Colt Express. Поговаривали, что в этот нашумевший на Эссене «паровозик» нужно играть как можно большим числом игроков. Пожалуйста, нас за столом шестеро, полный состав. На скатерти выставлен паровоз и вагончики, на руки розданы по картинке с героем и по тонюсенькой колоде карт. Играем? И вот здесь я должен остановиться и сказать, что игра довольно обманчива. Я никак не ожидал от игры с таким визуальным представлением такого механизма. Если вы не знакомы с правилами игры, то я могу сразу ответить на основные возникающие вопросы, так как эти вопросы у всех одинаковы. Итак, паровоз никуда не поедет, он будет стоять на месте. Нет, это не цирк на колёсах. Нет, мы не будем его штурмовать из-за ближайшего кактуса. Именно ассоциативный ряд, возникающий при взгляде на игру, и сбивает с толку. Как же с нами намучался хозяин игры, пытаясь объяснить правила! Правила просты, но как донести это людям, у которых при взгляде на этот игрушечный поезд, что называется, детство заиграло?

Так в чём же здесь игра? Цель проста и понятна – в роли ковбоя награбить как можно больше в этом поезде. Мешать нам будут изредка перемещающийся по поезду шериф, но главным образом -  мы сами друг другу. Как я уже сказал, меряться в конце мы будем не кольтами и мушками, а награбленным. Так как происходит игра? Как ни странно, это игра на… планирование действий. Каждый из пяти ходов игры у нас будет три-четыре действия, которые нам предстоит запланировать. Действия планируются с помощью карт то в открытую, то в закрытую, что создаёт почву в том числе и для блефа. Во время планирования формируется стопочка из карт действий, а когда все по очереди напланируются, то она переворачивается, и начинается розыгрыш в порядке заказа. Во время своего хода, в зависимости от ранее сделанного заказа, мы будем перемещаться по составу, причём как по вагонам, так и по крышам, можем пострелять друг в друга, но не в шерифа, ну и главное, будем собирать драгоценности и мешочки с деньгами. В конце хода происходит какое-то событие, о котором мы знали заранее, оно нарисовано на карте хода, ну а потом просто меняется «первый игрок» и играем новый ход.

Какие впечатления? Думаю, действительно в Colt Express нужно играть большим составом. Я с трудом представляю, как можно играть в такую игру, например, втроём, к тому же и вагонов в этом случае будет меньше. Однако игра большим составом, да ещё и в такой компании, где правила никто не знает, это что-то сумбурное. Когда же в конце концов разобрались, что тут к чему, оказалось, что мы играли не совсем по написанным правилам, более того, даже меняли свои правила по ходу игры. Правда, и так тоже хорошо, но всё же лучше как следует почитать книжку, нюансов полным-полно. Эта недопрочитанность простых правил вызвала по итогам игры живую дискуссию, что и как здесь стоит понимать, что за чем играть, а один из сыгравших вообще заявил, что он бы изменил пару-тройку моментов, и игра бы тогда вообще превратилась в конфетку. Но по мне, Colt Express и так неплох, автор ведь серьёзно думал над правилами, иначе откуда бы взялись все эти нюансы?

Однако я совсем не сказал о своих впечатлениях в целом от игры. И я даже не знаю, что сказать. Если сказать, понравилась мне игра или нет, то я был в числе тех, кто был «за» третью партию. Но сказать мне хочется совсем не об этом. Итак, первую партию мы занимались серьёзным планированием, запоминали карты, пытались проследить мысль своих «товарищей», короче, именно планировали. Во второй же партии игра превратилась в нечто вроде патигейма! Стрельба ради стрельбы, беготня ради блефа. И ещё шерифа вам всем в вагон! И полную колоду «ранений», чтобы не расслаблялись! Как я понял, характер игры целиком и полностью зависит от того, как вы усядетесь играть. Хотите спокойно планировать и блефовать? Пожалуйста. Хотите активно побегать и пострелять? Да кто ж вам запретит?

Мне кажется, Colt Express - это прекрасная семейная игра, даже сам её вид говорит об этом. В эпоху издания игр, где в целях экономии затрат считается каждая фишка, каждая карта, вдруг выходит игра, где из толстого картона нужно собрать паровоз и шесть вагонов, где перед вами большая и совершенно бесполезная карта игрока, где вообще всё так неэкономично. Но это действительно – настоящая семейная игра, которую вы будете доставать дома не раз и не два, а может быть каждый вечер. Возможно, для кого-то она станет самой любимой. К примеру, мы так дома достаём Castle Panic, вот уже почти пять лет. Также и с играми, подобными Colt Express. Настоящая 100%-ная семейная игра. Но для семьи от четырёх играющих человек.

Наместник

Даже не знаю, что написать. Во-первых, мне очень неудобно перед Юрой Журавлёвым, ведь я с апреля так и не сподобился сыграть в его Наместника. Во-вторых, хоть и не попадалась мне эта игра, я, если честно, и как-то многого не ожидал, поверхностно пробежавшись в своё время по описанию и ничего толком тогда не поняв. Однако игра за прошедший год не затерялась, более того, всё больше игроков из числа тех, тех, кого принято относить к «гикам», дают положительные отзывы о Наместнике. Тут ещё и успешное выступление на Кикстартере с 26-кратным превышением необходимой суммы, почти 6 тысяч спонсоров… Правда, я и без этого не упустил бы возможность опробовать игру, так что мимо оказавшегося в этот день на столе Наместника не прошёл бы.

Так что у меня по поводу Наместника? Конечно же, я могу в очередной раз сказать, что, мол, как же это я прошёл мимо, и всё такое, но на этом заостряться не буду. Не буду рассказывать о правилах и моём отношении к ним, просто скажу, что правила эти в отдельных местах сложны для восприятия, но быстро усваиваются уже в процессе игры, когда пробуешь сыграть все эти «мечи» и «свитки». Тут важно ничего не забывать из того, что у тебя уже будет к концу игры, пусть даже в пирамиде всегда есть крупные жетоны для борьбы с амнезией. Главное, о чём мне хочется сказать в этой игре, так это о том, что здесь как-то невероятно сбалансированы пути к победе. Мы все трое пошли каждый своим путём, причём двое впервые увидевших Наместника, в том числе и я, не распылялись по причине первой игры, мы не знали возможностей игры, ценности действий и тайлов. И все трое заработали не просто примерно равное количество очков, а обоснованно примерно равное. Я ради эстетического интереса собирал «кружочки», это когда получается круг одного цвета от трёх тайлов, а всё остальное для меня шло вторым номером, и был очень удивлён, получив за свои "кружочки" приличную долю очков. Второй «новичок» стремился отхватить тайлы, приносящие победные очки, но не забывая и о финальной атаке «мечами». А хозяин игры стремительно лез на верхний этаж, не обращая внимание на защиту владений. И что в итоге? А в итоге его прорыв был скомпенсирован нашими «мечами», так что итоговый результат его здорово разочаровал. Как я уже сказал, каждый шёл своим путём, пришли примерно одинаково, и в конце прошла корректировка по взаимодействию между нами. Вот такая вот арифметика.

Для меня Наместник – крайне неожиданная игра. Я не ожидал увидеть на картах такое изобилие значков-вариантов. Я не ожидал такого баланса. Но в тоже время я не ожидал такой атаки на мой мозг. Конечно, это не The Stars are Right, но поскрипеть пришлось. Немного диссонирует с этим «скрипом» аукцион, но и это в общую арифметику вписывается. Вообще мне такой механизм, где для выполнения чего-нибудь нужно, чтобы совпало два-три условия, в последнее время начинает нравиться. Да и собирать пирамидку – это всегда интересно. Помнится, когда в апреле я рассказывал Юре про «пирамидку» Renaissance Man, не зная ничего о Наместнике, он поначалу подумал, что одна и та же идея возникла одновременно на разных концах земли, но выслушав моё описание, сказал, что ничего общего, кроме пирамидки, он не видит. И вот сейчас, сыграв в Наместника, я могу сказать, что есть кое-кое сходство, но отличий гораздо больше. Наместник всё же гораздо более комплексная игра, более вариативная, да и более красивая, чего уж там скупиться.

Как резюме. Неожиданно приятная игра, хоть и с уровнем сложности не для каждого, для расшевеливания мозгов, и с накрученным подсчётом очков. Думаю, если играть почаще, и с опытными игроками, то она будет раскрываться всё дальше и дальше. По случаю можно будет приобрести, потом ещё и автограф у автора выпросить. J К тому же здесь есть соло-режим, что для игры в «пирамидку» только в плюс. Нужно что-то новенькое под соло, а то болею уже неделю, и в таких условиях даже ничего не доставал, всё или приелось, или долго раскладывать, или долго правила вспоминать.


Как-то так с играми за 23 февраля. Все три игры хороши, причём все неожиданно хороши. Я не ожидал такого уровня ни от Legendary, ни от Наместника. От Colt Express я вообще не знал что ждать, тем приятнее было знакомство. Вообще этот день дал неожиданный результат – я впервые за много времени задумался о приобретении игр. Я уже сказал, что не прочь приобрести Наместника, а после дня с Legendary я вообще стал шерстить интернет в поисках этой игры, что со мной уже давно не бывало, если не считать поиски дополнений к Quarriors! месяц тому назад. Legendary – это, конечно же, нынче дороговато, в особенности для моего нейтрального отношения к колодостроению. Я был бы согласен даже на б/у, но где ж её найдёшь с рук? То, что находил, было какое-то додевальвационное, даже не стал переписываться, уж очень странные предложения. К тому же, с кем играть? Дома из-за обилия английского текста на уровне «выше среднего» эта игра вряд ли пойдёт. Держать ради коллекции? Не мой вариант, это ведь колодостроение. Может, нужно просто достать Громокамень и как следует наиграться? Может быть. Но пока я Legendary в вишлист всё же внёс. Правда, со знаком вопроса, но только по причине «С кем?». В остальном же, как мне кажется, Legendary сегодня – это вершина колодостроения. И кто свергнет этого царя горы?




7 комментариев:

  1. Ну что ж ты делаешь со мной... У меня ж были аналогичные мнения об Legendary. Только я комиксы люблю, правда, супергероику не очень, но Человек Паук норм, мне нравится.
    Тоже думал, что очередной клон Доминиона, который, говорят, быстро наскучивает. И что теперь, мне тоже в вишлист заносить?=) Хочется попробовать Encounters. Говорят, то же самое, только круче. И про Чужих.
    С кем играть - это наиважнейший вопрос. Для меня в последнее время более всего актуален. В выбору игр отношусь по-другому, чем раньше, а то ведь валяться будет на полке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы всё же рекомендовал сначала попробовать. Всё равно очень много зависит от того, с кем играешь. В последнее время для меня это выходит на первое место. Можно сдохнуть со скуки с тугодумами даже на подобных играх, и наоборот, завестись на "сухаре".

      Удалить
    2. В моих условиях негде пробовать. Только если ехать в другой город. Практически со всеми настолками рискую. Зато фанатов Марвела у нас хватает

      Удалить
    3. Если сходу, минуя Доминион, подсадить на Legendary, то таким новым адептам можно позавидовать.

      Удалить
    4. Не, не минуя, они играли и в Доминион, и в Рун Эйдж, и в Громокамень, и в Эсеншн. Все ок

      Удалить
  2. Вагончики в Colt Express каждый раз нужно собирать и разбирать или под игру идет коробка-депо ? :) Визуально игра напомнила детский тир. Расставил человечков по вагонам и пуляй в них из чего-нибудь :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Разбирать не нужно, в коробке достаточно места, для каждого вагончика персональный отсек.
      А визуально Colt Express что только не напоминает. :) Но до тира я бы не додумался. :)

      Удалить