четверг, 15 января 2015 г.

Поиграндки #23.1: Новый год. Часть 1


Просто о сыгранных партиях в новогодние праздники, в период с 27.12 по 09.01. Конечно же, я не настолько повёрнут, что играл каждый день, максимум, на что меня хватало, так это на два дня подряд, и дело тут совсем не в возможностях или желании играть, а в том, что игры игрались всё сплошь немаленькие, порой даже эпические. Сейчас вот перед написанием подсчитал всё это, посмотрел набор и ужаснулся – 15 партий в 12 игр! Да ещё какие игры, особенно в январе. Шок.


Перед Новым годом у всех было приподнятое настроение. Такое чувство, что народ решил в последние несколько дней перед январём перевыполнить годовой план. Расходясь вечером, тут же договаривались о встрече на завтрашний день, а о самих новогодних каникулах все говорили: «ого-го, да мы там все вообще…». На самом же деле, весь задор ушёл на последние дни декабря, а в каникулы активность была не такая уж и активная, правда, именно в эти дни нашлось время для эпичных партий. Но начну я с предпраздничных дней, когда большинство работающих, судя по всему, забили на работу в последние пару дней года.

И ещё, так как игр много, то разобью я сегодняшний отчёт на две части: эта, первая, будет о шести играх за 27-29 декабря, а вторая – уже о январских.

Итак, последние дни перед Новым годом.

Hyperborea

Совершенно неожиданно сыграл в эту эссеновскую новинку. Гиперборея относится к той категории игр, где ждёшь сложных правил, а на деле всё просто. Но не просто так – «просто», всё же внутри этих правил есть куча недосказанных моментов, которые могут кардинально сказаться на самой партии. Так получилось и у нас. Мне досталась «жёлтая» раса с её невероятным свойством, позволяющим сбрасывать ценнейшее победное очко, чтобы получить дополнительные плюшки, а на деле – играть свой ход практически бесконечно. Это сейчас вдруг выяснилось, что применять это свойство можно раз за ход, но в самих правилах этого нет! Изучайте FAQ. Но я чуть забежал вперёд.

О чём эта игра? Вроде бы поле, фишки, свойства и всё такое, но всё крутится вокруг кубик-билдинга. Но не такого, как в Quarriors!, а просто вокруг сбора разноцветных кубиков. В свой ход достаёшь три таких из своего мешочка и распоряжаешься ими, тратя их на действия согласно планшета или бонусных карт. Цель игры – набрать N-ое количество очков, и добываются эти очки очень тяжело. Для этого нужно перемещать свои фишки по полю, бить друг друга, или просто превращать кубики с помощью того же планшета в победные очки. В принципе, хоть здесь и есть поле, исследования, нейтралы-призраки и всё такое, но всё равно - всё крутится вокруг этих разноцветных кубиков в мешочке. Когда понимаешь, что самое важное и сложное в игре – это совсем не перемещение по полю и контроль территории, а то, насколько ты грамотно распорядишься своими кубиками, то игра вдруг становится простой и лёгкой, даже забавной. Мне Hyperborea очень понравилась, даже захотелось смахнуть пыль с жестяного куба Quarriors!. Для скептиков, подозрительно смотрящих на этот неэпик-нецивилизацию, могу только сказать – не верьте глазам своим! Это несложная быстрая игра, где на мешочек с кубиками натянуты поле, фишки, карты… Если бы не странная цена, то задумался бы о покупке.

Коста Руана

Буквально вчера я разместил обзор этой игры Юрия Журавлёва от Стиля Жизни. В Коста Руана было сыграно несколько партий в разные дни, составом три-четыре человека. Чтобы не повторяться, скажу лишь, что большинству сыгравших игра понравилась, а мне вообще нравятся игры по принципу «сыграй на соседа». Для меня наиболее интересна та часть игры, где нужно накидывать карты или на себя, или на других, пытаясь предугадать задумки каждого и, что самое важное, задумку шамана. Перемещения на островах уже как дополнение к этому, но также немаловажная часть игры, ведь именно там зарабатываешь победные очки. Игра тоже нравится, и особенно отрадно, что я знаком с автором. Никакой предвзятости! Было бы плохо, я бы всё равно нашёл к чему придраться или просто промолчал бы.

Spartacus

Очередная партия в Спартака, в этот раз в максимальном составе – вшестером. Это хорошо, но ОЧЕНЬ долго! Повторяться по поводу Спартака не буду, скажу лишь, что в этот раз мне достался дом Сеппия, с его интересным, но малоэффективным для достижения победы свойством получения монеты в случае, когда кто-либо другой получает монеты из банка. Вообще в этой партии везло тому, кому везло с картами. Если в самом начале мне шли такие карты, что грех было не сыграть, то я, естественно, заметно вырвался вперёд. Мне везло даже на кубиках, когда мой стартовый гладиатор, которого все посчитали смертником, ушёл с арены победителем, не получив ни одной раны. Ещё в этот раз я поучаствовал в праймусе, но был он интересен в первую очередь тому, кто выставил гладиатора-перебежчика, всё же трое на одного – это как-то слишком быстро.

Что же касается основного процесса игры, то в какой-то момент, когда я, имея влияние «10», ждал момента на последний бросок, её величество фортуна от меня отвернулась – карты меня невзлюбили. Я быстро стал жертвой интриг со стороны других домов, ещё и стражники из колоды совсем мне не шли. А вот дому Глабра, что играет именно на стражниках, приходили именно они! Набрал целую толпу, а мы сидели пустыми. Всё же очень много в Спартакусе зависит от пришедших карт. К примеру, один из домов по этой причине серьёзно отставал от всех, все на него махнули рукой, даже помогали, как вдруг что называется «попёрло». Стремительный бросок – и вот уже этот дом в фаворитах. А кто же выиграл? Если переиначить одну известную поговорку, то - «Играют все, а выигрывает Туллий». Правда, в этот раз устроили какой-то кингмейкинг, но это уже скорее для того, чтобы развеселиться в конце трудной партии, от которой все порядком устали. Всё же играть в Спартакуса составом больше четырёх человек – хоть и интересно, но выматывающе.

Neuroshima Hex

Обращаюсь к тем, кто любит Neuroshima Hex не меньше, чем я: если вам предложат сыграть в Нейрошиму, сказав при этом, что только-только из Польши пришли ШЕСТЬ новых фракций, вы откажетесь? Нет? Да у меня в голове даже не возникла эта бинарная нелепость «да-нет»! На подобные вопросы я отвечаю вопросом: «Когда играем?». К сожалению, опробовать удалось только две фракции – Миссисипи и Нью-Йорк. Как оказалось, всё пришедшее было с правилами на польском языке, и к части фракций даже на сайте Portal Games англоязычных правил просто нет. Попытка прочитать правила на польском к успеху не привела, непонятки были как раз в важных местах, так что толку от этих «явись-отъявись» никакого. Однако я надеюсь, что мы всё же попробуем всё из пришедшего, а пока о том, что было сыграно.

Сыграли сначала вдвоём, потом втроём, причём третий игрок видел Нейрошиму впервые. Для первой партии на двоих я взял своих любимых «красных». В принципе, территориально я заметно доминировал, но вот против Миссисипи нужно уяснить главное – закрой базу со всех сторон, запрячь её в угол. Дело в том, что кое-кто из «миссисипских» кусается ядом, и снять это отравление не представляется возможным. Вот и получается – покусали тебя в самом начале – будешь всю игру получать «очко на базу», а то и два-три, если мы правильно поняли правила. В моём случае я к концу нахватал целых три отравления, что и определило поражение.

Во второй партии я решил попробовать «зелёных» партизан, «красные» ушли новичку, так как мы посчитали, что знакомство с Нейрошимой лучше начинать с этой фракции, а из допов на арену вышел Нью-Йорк. Всё же для троих арена слишком тесная! Особенно для моих «зелёных», главное преимущество которых – в мобильности. Я несколько раз уводил свою базу из-под уже выставленных на меня серьёзных товарищей. В нашем случае мои «зелёные», крайне ограниченные в своих перемещениях, ничего не смогли противопоставить мощным «красным», и ещё более мощным «нью-йоркцам», к тому же последние грамотно закрыли свою базу, а потом не менее грамотно распорядились своими очень мощными бойцами и серьёзными усилениями. В «Нью-Йорке» есть слишком уж сильные бойцы, наносящие серьёзнейший урон. Так что на троих лучше «зелёных» не брать. Или мне просто не повезло? Вряд ли, я по-прежнему считаю, что фракции в Нейрошиме отлично сбалансированы, и если не идёт в начале, то повезёт потом. Вот только в моём случае это «потом» не успело наступить, как раз самые лучшие бойцы были последними в стопке, до них очередь так и не дошла. Не самый удачный день для меня, но Neuroshima Hex – это всегда отличные партии, независимо от результата.

Imperial Settlers

Вот этого я совершенно не ждал. До этого дня самая громкая новинка этого года - Imperial Settlers – постоянно пролетала мимо меня. Да я и не стремился сыграть в неё, так как для меня, чем больше шумихи, тем позже нужно играть в такую игру, пусть всё осядет. Но коль уж на столе появилась эта игра, то я не мог отказаться.

Что в итоге? Наверное, не нужно играть в Imperial Settlers втроём-вчетвером. Все положительные отзывы, которые я вижу и слышу об этой игре – это сугубо о дуэльном варианте. Даже для троих – слишком большой даунтайм, слишком неожиданное взаимодействие, которое выражается здесь только в разрушении чужого, это если не считать быстренького драфта. Может быть, мое негативное отношение из-за того, что я играл римлянами, и их способность для того, кто играет в Поселенцев впервые, малопонятна и малоиспользуема? Как-то больше хотелось развиваться, а не разрушать чужое. Если же отвлечься от того, что играли втроём, и рассмотреть игру с точки зрения того, что всё равно каждый решает свой пасьянс, то могу выделить такие плюсы и минусы.

Приятно, что здесь много всего можно провернуть за один ход. Правда, местами это не логично, когда получаешь столько же, сколько только что потратил, но, наверное, автор не просто так это сделал. Это нужно принимать как должное. Ещё понравилось, что есть карты Действий, которые позволяют вытянуть самого себя из неприятной ситуации. И в то же время очень много, хотя нет, не так – ОЧЕНЬ много зависит от вышедших из колоды карт. К примеру, в моём случае в начале партии мне повезло получить «фичу», позволяющую прилично зарабатывать на «красных» картах, да так прилично, что даже другие игроки заметили это, отвлеклись от своих пасьянсов и сделали всё, чтобы не давать мне ещё «красных» карт. Но это не главное. Потом вдруг «красные» карты перестали выходить. И что? А ничего! Начинай всё с начала, толку от твоей «фичи» - ноль без палочки. А ведь игра уже частично была построена на этом процессе. Бестолково как-то. А тем временем египтяне штамповали по своим «фичам» деньги, а мы ничего не могли сделать – ну шли им карты, что тут сделаешь? Так что толстая колода обернулась тем, чем обернулась. Неприятно.

Всю партию я ловил себя на мысли, что сравниваю Imperial Settlers с Legacy. Здесь похожее взаимодействие карт, вот только в Наследии всё как-то логичнее, я бы даже сказал – сюжетнее. Есть в роду англичане – будет тебе бонус за новых англичан. Логично? Да. А в Поселенцах – построил лесопилку за два дерева – получи сразу два дерева назад. Ключевое слово – «сразу». Из-за таких действий в последний раунд возникает ощущение, что, распоряжаясь всем изобилием карт и ресурсов, ты переливаешь из пустого в порожнее. Такое ощущение, что две трети этих действий нужны ради самих действий. Знаете, как в «Эдеме» другого поляка Станислава Лема? Там был завод, который работал по замкнутому циклу: конвейер делал болванки, которые потом падали в печь и переплавлялись, чтобы сделать такие же новые болванки. От последних двух раундов Поселенцев именно такое ощущение. Наверное, это правильно, что в Legacy всего три раунда, этого более чем достаточно. Кстати, если ещё раз сопоставить Наследие и Поселенцев, то и там, и там лично для меня набор очков – это что-то грубо приделанное к игре, чуждое. И вот в Legacy, коль уж мне плевать на победные очки, мне интересна сама игра, сама история развития семьи, она понятна, сюжетна и логична. А вот в Imperial Settlers я не почувствовал ни сюжета, ни логики. Так что, если по мне, так Legacy на порядок лучше, там даже взаимодействие между игроками адекватнее, никакого разрушения, просто теснота по принципу «кто первый встал…».

Извините за такое пространное рассуждение, но моё мнение именно такое. Может быть, мне стоит сыграть Imperial Settlers на двоих, и тогда моё мнение изменится? Может быть, а пока – что есть, то есть.

Castles of Burgundy

Ещё одна игра, от партии в которую я никогда не откажусь. К тому же, нужно было как-то отойти от затянутых Поселенцев. Знаете, за что мне нравится Бургундия? За то, что кубики одновременно и отсекают часть путей развития, тем самым снижая время на раздумья, и в то же время не зажимают процесс развития. Мне всегда казалось, что при любом броске кубиков можно извлечь пользу. Но вот в этот раз я в полной мере ощутил, что такое – не везёт на кубах. За всю партию я выбросил какое-то невероятное число «дублей», и даже когда выпадало что-то другое, то мне то не хватало рабочих на корректировку бросков, то уже всё было разобрано. В один раунд дошло до того, что я за все броски не смог забрать нужный мне тайл, хотя на него никто и не покушался. Апогеем нелюбви ко мне кубиков стал момент, когда мне для высокоэффективной комбинации нужно было выбросить всего-то «2», к тому же у меня было двое рабочих, и я выбрасываю две «пятёрки». Занавес! Всё летит в тартарары, сброс поля, сливай воду.

Сегодня я уже не в первый раз говорю, что в игре мне не везло. Конечно же, я не ожидал такого подвоха от Замков Бургундии, где зависимость от результатов кубиков нивелирована, но в этот раз было именно торжество невезения. Думаю, такая партия бывает одна на пару сотен, но это было именно так. Тем не менее, моё мнение о Замках ничуть не изменилось, я по-прежнему считаю эту игру одной из лучших, прекрасный баланс между рандомом и «подумать», а то, что в этот раз не везло, так это бывает, без этого в играх никуда. Кстати, хоть это был и не мой день, но закончили мы игру очень кучно, между первым местом и моим последним – всего 14 очков! Невероятная плотность для игры вчетвером.







6 комментариев:

  1. Кстати, английские правила к польским армиям Нейрошимы уже появились на BGG. А в той партии я, признаться, допустил пару косяков ))

    ОтветитьУдалить
  2. Neuroshima Hex! прекрасна! :)
    Если Вам игра нравится, то там есть дополнение Babel 13, и помимо двух армий там есть новое поле, дополнительный тайлы местности и , что самое привлекательное, что-то типа кампании! Правда, у меня лично этого дополнения нету пока, так как дорого и вообще. Ну и второй ньюанс - оно для редакции 3.0 не переиздавалось. Хотя думаю что поле и кампания обратно совместимая :) В любом случае на сайте z-man games есть правила, можно почитать :)
    Лично мне игра очень нравится!

    ОтветитьУдалить
  3. Кубик-билдинг - термин для тех, кто не определился с языком=)
    Гиперборею интересно попробовать, но цена на нее и правда непонятная. Еще когда был преордер смотрел на коробку и не понимал, откуда такая цена. Игра вышла, и я еще больше стал не понимать=)
    Чем больше играю в Сеттлеров, тем больше понимаю, что это демо-версия. Перед НГ показал игру другу, который любит сложные игрушки. Спросил - как тебе. И он только плечами пожал. Ну возьми камень, потрать камень, возьми за это яблоко. Туда-сюда, сюда-туда. Ничего особенного.
    А ведь так и есть. Очень решает приход в руку "правильных" карт. Не пришли они - фик выиграешь. Стратегии сильно не различаются. Этой игре нужно еще 2-3 маленьких допа, тогда может что и изменится. Побаловаться можно, показать игру нехардкорщику можно. Но застрять в игре вряд ли получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так все зависит от того, как играть. Возьми меч, получи дров и камень, или там потрать работника и получи яблок, это да, я и сам так играю, видно такой склад ума, абстрактно легче играть. Но вот если почитать названия карт и вкулючить фантазию то в основном оно складывается в нормальную картину - разрушил строение - получил стройматериалы, послал работников собирать урожай - получи еду. Безусловно, что приход карт значит многое, но разве не в этом удовольствие - построить работающую цепочку с тем что у тебя есть, а не жаловаться, что не пришли нужные идеальные карты?
      Ну и насчет гиковости, то вроде как автор и задумывал ее как упрощенный и вылизаный вариант некой другой игры? :)
      Я не говорю что Сеттлерсы идеальны, но лично мне они глубоко симпатичны. А о дополнениях уже спорят на БГГ, есть мнения что даже первое из них делает некоторые фракции очень сильными. На вкус и цвет... :)

      Удалить
    2. Гиперборея сама по себе такая игра, что располагает к терминам типа "кубик-билдинг".

      Удалить