среда, 1 января 2014 г.

Может быть этот колор? Покраска миниатюр темперными красками


Если привязываться к моим хобби, то можно сказать, что я – человек из мира настольных игр. А настольные игры неким образом связаны с игровыми миниатюрами. Причём для многих игроков крайне желательно, чтобы эти самые миниатюры были покрашенными. Так сложилось исторически, что для покраски миниатюр в мире настольных игр по традиции используются акриловые краски. Однако если отвлечься от настольных игр и посмотреть на работы, например, моделистов, то окажется, что акрил – это далеко не единственное, что используют в своих работах те, кто любит, а иногда даже и умеет держать в руках кисточку. И сегодня я расскажу о своём эксперименте с темперными красками.

Думаю, этот материал будет в первую очередь интересен тем, кто привык именно к акрилу и время от времени раскрашивает миниатюры от GamesWorkshop, Звезды и прочих модельных издателей, а также миниатюры, входящие в комплекты настольных игр. Художники-профессионалы вряд ли почерпнут для себя что-то полезное. Вполне вероятно, что многие мои выводы они посчитают «прописными истинами», а что-то встретят в штыки. Но это моё мнение, основанное всего лишь на пробе пера.

Нужно сказать, что художник из меня не ахти какой. Я бы охарактеризовал свой уровень как любитель средней руки, да и то это оптимистичная оценка. Но иногда кое-что получается, из последнего можете посмотреть мои «раскраски» Запорожцев и Повстанцев от Технолога. Сегодня же в качестве подопытных были выбраны Пираты размерностью 54мм от того же Технолога. Вот эти, загрунтованные коричневым «цитаделевским» грунтом.


Теперь переходим к главному – темперные краски. Для начала не повредит сказать пару слов о том, что такое вообще темперные краски. Если обратиться к спорной википедии, то можно получить такую информацию: «Те́мпера (итал. tempera, от латинского temperare — смешивать краски) — краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов». В принципе, информация достаточная. Если ещё немного изучить вопрос, то можно найти следующее: «По сравнению с масляными, темперные краски быстро высыхают, так что по просохшему слою уже через несколько часов можно писать повторно». Ну, это мы уже проходили с акрилом, уж он-то сохнет никак не «несколько часов», а гораздо быстрее. Ещё для информации можно поискать примеры покраски миниатюр, и вот тут на фотографиях отличия от акрила видно сразу. Окрашенные темперой миниатюры имеют более спокойные цвета, в особенности в сравнении с агрессивными цветами модельных красок от Citadel. К тому же в руках мастеров цвета глубокие, переходы плавные, если можно так выразиться. Но для меня это сравнение довольно условно. Если смотреть с этой точки зрения, то и на акриле часто можно встретить такие работы, что удивляешься, как такой результат вообще возможен. Меня интересовал главным образом такой вопрос – что получится лично у меня при работе с темперными красками? То есть, насколько дружественна темпера к «любителю средней руки»? Ведь все, кого я спрашивал об опыте работы с темперой, давали примерно одинаковые ответы, сводящиеся к следующему тезису: «Темпера  - это сложно, уметь надо».

Для ответа на интересующие меня вопросы для начала потребовалось приобрести такие краски. И вот тут сразу появляется выбор. Темперные краски бывают на воско-масляной основе, и на поливинилацетатной. С вашего позволения, дальше я буду сокращать эти два типа основы: ВМ и ПВА. Здесь позвольте привести выдержки о том, что представляют собой эти краски.

Воско-масляная темпера – это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из льняного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе из-за своей пастозности и разносимости. Уникальность воско-масляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой.

Художественные темперные поливинилацетатные краски серии «Мастер-Класс» изготавливаются на основе высококачественных органических и неорганических пигментов и поливинилацетатной дисперсии и являются традиционным материалом для живописи. Благодаря тщательно отобранным компонентам темперные краски серии «Мастер-Класс» прекрасно подходят для живописных и декоративно-дизайнерских работ.

Советов по выбору между двумя этими типами красок я не нашёл, и потому сначала купил набор ВМ-темперы от московской «Гаммы» - 12 цветов в тюбиках по 9 мл (около 350 рублей), а потом, опробовав их, и набор ПВА-темперы от петербургской «Невской палитры» - 12 цветов в тюбиках по 18 мл (869 рублей).



Перед тем как перейти к процессу и результатам, я ещё отвлекусь вот на что. Если вы такой же любитель, как и я, то, скорее всего, у вас дома есть солидный набор акриловых красок всевозможных оттенков, например того же Citadel. Огромная заслуга GamesWorkshop заключается в том, что у них выработана солидная гамма готовых цветов, что позволяет начинающему художнику-любителю не заниматься экспериментами с подбором цвета, а просто наносить цвет за цветом, слой за слоем, исходя из собственной фантазии и руководствуясь «шпаргалками», вложенными в стартовые наборы красок. Например, вы захотели сделать красивую одежду в синих тонах. Пожалуйста: Necron Abyss + Mordian Blue + Ultramarines Blue. Или захотели сделать «нормальную» кожу на лице? Пожалуйста: основа Tallarn Flesh + проливка Ogrin Flesh + colour Elf Flash. Все понятно, остаётся только научиться умело пользоваться кисточками. Конечно же, со временем начинаешь понимать, что можно обойтись всего несколькими баночками, даже находишь таблицу смешения цветов, но всё равно, с готовыми красками как-то проще и понятнее. А вот с темперными красками всё совсем не так.


В наборе красок даётся обычный набор цветов, понятный всякому, кто хотя бы недолго ходил в художественную школу. В моей жизни такой странички не было. Мои знания о красках представляют причудливую смесь из строчки про охотника и фазана и кое-какого уже имеющегося опыта покраски миниатюр. Так что для меня темперные краски – это новый, я бы даже сказал - огромный шаг в области использования красок. Без смешивания красок здесь вообще ничего не получится! И это такое умение, осваивая которое ты чувствуешь, как и какими темпами меняется твой уровень. Ощущения замечательные. Начинаешь понимать, что чувствует настоящий художник. Более того, пользуясь воско-масляной темперой, комната наполняется запахом воска. Ты как бы оказываешься в какой-то то ли церковной лавке, то ли творческой мастерской, и этот запах изначально настраивает на мысль, что сейчас ты займёшься чем-то серьёзным, ты будешь творить, искать, создавать, а не просто раскрашивать кусочки пластмассы. Правда, этот запах касается только ВМ-темперы, с ПВА-темперой такого обонятельного эффекта нет, но там есть кое-что другое. Но давайте я наконец-таки перейду к эксперименту и результатам.

Итак, для начала был взят один несложный пират, который и был раскрашен воско-масляной темперой с минимальными смешиваниями красок.



Для «выбеливания» складок одежды просто к имеющемуся на палитре цвету добавлялся белый цвет. Так же стоит отметить, что металликов в палитре темперы нет, потому «металлические» части сделаны старым добрым акрилом.

Результат оказался предсказуемо «так себе», но здорово отличался от акрила. Эффект совсем другой, краски спокойнее, я бы даже сказал натуральнее. Этот результат порадовал, пусть даже фигурка получилась довольно «мультяшной». Что же касается самого процесса покраски, то здесь основными отличиями от акрила можно назвать следующее: смешивание красок и вода. По сравнению с темперой, при работе с акрилом можно сказать, что водой почти не пользуешься. Более того, на акриле пользоваться водой нужно очень аккуратно. Только большой мастер может добиться достойного эффекта, умело добавляя нужное количество воды в краски. Большинство же любителей водой почти не пользуются – «слой за слоем, шаг за шагом». Так вот, в темпере без воды вообще ничего не сделать, но и пользоваться ей здесь гораздо легче, чем на акриле.

Если с водой быстро становится более-менее всё понятно, то с кое-чем другим возникли беды и вопросы. Во-первых, я не понял, то ли то, что получилось, это и есть «получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой», то ли я делаю что-то не так. Я ожидал, что в полостях слой краски будет толще, на кромках – меньше, и из-за этого будет некий особый эффект. Ожидания не оправдались. Более того, даже попытки «выбелить» кромки не везде увенчались успехом. Темпера здорово меняется при высыхании. И вот здесь есть ещё одна проблема. Высыхание здесь довольно условно. «Акриловская» привычка хватать миниатюрку за покрашенные элементы спустя пять минут обернулась здесь стиранием краски. Правда, если влезть в незасохший акрил, то скорее всего будет либо задирание краски, либо «отпечатки пальцев», что гораздо хуже. Но и простое стирание на темпере - вещь неприятная.  В таком не до конце засохшем виде фигурка была оставлена на сутки, чтобы на следующий день исправить дефекты. Но и на следующий день краска стиралась! Окончательно затвердела ВМ-темпера только через несколько дней, уже после того, как я придумал, как исправить этот неприятный эффект.

Но перед тем как пойти дальше, я не могу не сказать ещё об одном интересном моменте. При покраске ВМ-темперой появляется такое понятие, как «мазок». Конечно же, это не как у ван Гога, но действовать кисточкой нужно аккуратнее. Размалёванный вкривь-вкось рукав рубашки – это плохо. Но возвращаемся к способу ускорения затвердевания.

Для ускорения затвердевания краски я подумал использовать какой-нибудь затвердитель. Думать долго не пришлось, выбор пал на недавно купленный акриловый лак. Изучив этот вопрос на предмет совместимости темперной краски и акрилового лака, я с удивлением обнаружил, что это довольно распространённый способ смешивания компонентов. Воистину, «теоретические» знания в области художественного образования просто необходимы! А пока для меня даже такие элементарные вещи – это великие открытия.

Но какой лак выбрать – матовый или глянцевый? Это тема предыдущего моего эксперимента. Темперные краски очень спокойные, потому берём матовый акриловый лак. Каким бы не был лак, без воды здесь тоже не обойтись. Ничего страшного, это нормальное явление – смешать краски, лак и воду. Полученный результат гораздо лучше.



Но самое главное – я наконец-то увидел то, ради чего и затевал всю эту авантюру. Не приложив особых усилий, я получил глубину и натуральность цвета. Это ярко выражено на «кожаных» частях миниатюры, с цветом Сиена жжёная. Эффект настолько натурален, что я только лишь на сапогах чуть подправил кромки более светлым оттенком, но в основном краска всё сделала сама. «Кожаные» ремни, сапоги и прочие элементы – как настоящие, с потёртостями, «грязью» в складках. На другом цвете неплохо «сама получилась» и куртка, здесь небольшое «поднятие» кромок всего лишь добавило к изначально неплохому эффекту.

Однако, к сожалению, на этом пирате проявилась и, так сказать, оборотная сторона медали. Плохо получились волосы и совсем не получились глаза. Что я только не делал с белой краской на глазах! Ничего не получалось. Может быть, нужно было взять кисточку №3/0 или даже меньше? Кстати, совсем забыл сказать про кисточки. При покраске ВМ-темперой были использованы «нулёвки», №1 и даже довольно большой для миниатюр №2. Более того, для смешения красок на палитре нужны кисточки никак не меньше того же №2, а при работе на палитре с лаком вообще лучше иметь кисти №3 или №4. На этом про кисточки всё, скажу пару слов о затвердевании.

Конечно же, до скорости засыхания акрила далековато, но безболезненно браться за покрашенный элемент уже возможно, а через часок-другой миниатюрку можно крутить-вертеть в руках совершенно спокойно. А я возвращаюсь к покраске глаз, и здесь скажу, что проблема скорее всего не в кисточке, и даже не в руках. И вот теперь давайте перейдём к третьему пирату.

Для чистоты эксперимента для третьего пирата была уготована участь покраски всё той же ВМ-темперой, но на глянцевом акриловом лаке. Решив, что глянцевый лак добавит яркости к краскам, я решил – гулять так гулять! Приблизим цвета к Citadel, сделаю-ка я его ярким, броским, контрастным.



Эффект получился уж слишком броским, даже в сравнении с цитаделевским акрилом. Но где здесь глубина цвета, контрастность? Честно скажу, пробовал, старался, пока не понял, что ничего не получается, к тому же покраска превратилась в мучение. И виной этим мучениям… глянцевый лак! Он очень густой. Конечно же, можно добавлять побольше воды, но на каждом цвете ловить эту «золотую середину» между густым лаком, жидкой водой и нужным оттенком… Это превращается в кошмар. Может быть, нужно было просто налить в отдельную посудинку лак и воду и довести эту смесь до нужной консистенции? Не хочется, да и кто его знает, как эта смесь будет подсыхать до смешения с красками. Теперь переходим к глазам. Густая из-за лака белая краска категорически отказывалась тонко ложиться на кисточку, а при попытке избавиться от этих комочков путём разбавления водой, белого цвета на миниатюре просто не было видно. Провал полный. Плюс ко всему фигурка до сих пор, по прошествии недели, липнет к рукам.


Ну что ж, можно делать первые выводы по использованию воско-масляной темперы. Наилучший эффект достигнут на краске Сиена жжёная, очень натурально. Если к ВМ-темпере захочется добавить лак, то только матовый, как по причине консистенции, так и по получаемому эффекту. Можно лак и не добавлять, но тогда краска будет сохнуть очень долго. Ну и самое главное – цвет несколько меняется при засыхании слоёв. Здесь без опыта никак.

Теперь перехожу ко второму типу темперных красок – поливинилацетатнымКакие у вас ассоциации с аббревиатурой ПВА? У меня это – клей. Следовательно, можно предположить, что добавлять в эти краски лак для затвердевания совсем не обязательно. И это действительно так. По скорости высыхания ПВА-темпера практически соответствует акриловым краскам. Причём настолько, что смешанные на палитре краски желательно заливать водой, чтобы предотвратить преждевременное высыхание. Ведь не факт, что подобранный оттенок не потребуется вновь, если случайно влезешь кисточкой куда не надо.

Набор из 12 цветов ПВА-темперы от «Невской палитры» несколько отличается от набора ВМ-темперы от «Гаммы». Обращает на себя внимание то, что здесь всего один зелёный цвет (и он очень яркий!), но зато зачем-то есть два жёлтых. Также здесь есть краска Железная красная, которая у меня стойко ассоциируется со Ржавчиной №10 в старом модельном ряде красок от Звезды. Сильного стойкого запаха от этой краски нет, а тот чуть заметный, что есть, похож то на обычный клей ПВА, то на запах от виниловых обоев. Так что с этой краской комната не будет пахнуть иконописной мастерской. Но это всё отступление. Ведь главный вопрос: как себя ведёт ПВА-темпера в руках любителя? И здесь, пожалуй, нужно просто перечислять впечатления-ощущения. Но для начала посмотрите на результат. Первый пират на ПВА-темпере был сделан в цветах, приближенных к первому пирату на ВМ-темпере без лака. Второго я попробовал приблизить ко второму же пирату на ВМ-темпере с матовым лаком, правда, в цвет куртки я совершенно не старался попасть. Как-никак, работа творческая, зачем максимально копировать.






Также мне стоит отметить, что здесь я использовал новые кисточки. Для смешивания красок на палитре и частично для покраски я использовал №2 «белка», а непосредственно для покраски - №1 «белка», а также №00 и №3/0 «колонок». Думаю, теперь я буду использовать только «колонок», полностью согласен с теми, кто называет этот тип кистей лучшим для покраски миниатюр.

Дальше будут мои выводы по покраске ПВА-темперой, главный из которых: красить ПВА-темперой – это и как акрилом, и совсем не как акрилом.

- Краска в части укрываемости ведёт себя примерно так же, как акрил, но почти все цвета сильно меняются при высыхании.

- Из-за бльшего времени подсыхания красок на палитре, нежели чем у акрила, удаётся спокойно подбирать нужные цвета. А при соединении красок с различным количеством воды непосредственно при нанесении на миниатюру, можно получить интересные эффекты. При работе с ПВА-темперой довольно легко управляешься со смешением воды с красками. То есть, работать с палитрой и водой несложно и приятно. Правда, не всегда эффекты получаются ожидаемыми. К примеру, у второго пирата рубашка была сначала желтоватая, потом, по мере наложения слоёв белой краски на кромки, становилась всё белее и белее, пока не получилась такой, какой получилась. А хотелось сделать её всё же более желтоватой. Всему виной Белила титановые, которые, как ни странно, стали при высыхании белее, чем при нанесении. То же можно сказать и о розоватом оттенке на одежде у первого пирата. А вот с синим цветом, пожалуй, наоборот. Короче, нужен опыт, опыт, и ещё раз опыт при работе с такими красками. Но согласитесь, результат для первого раза довольно неплохой.

- Если же говорить про отличие от ВМ-темперы, то на ВМ-темпере укрываемость хуже, порой нужно «забивать» краску на нужные участки миниатюры, а большое количество воды может или сделать слой слишком бледным, прозрачным, или вообще испортить элемент. Хотя, возможно, я просто к четвёртому пирату уже приобрёл некий элементарный опыт? Может быть и так. Сказать, что ВМ-темпера хуже ПВА-темперы я не могу. Пожалуй, она более требовательна к навыкам. И кстати, такого же эффекта, что дала на «кожаных» частях ВМ-темпера Сиена жжёная с матовым лаком, на ПВА-темпере добиться не удалось, причём со всеми коричневыми цветами. Понадобилось или активно прорисовывать кромки, или вообще… ну да ладно.  Так что вполне возможно, что лучший результат можно получить, комбинируя ПВА-темперу, ВМ-темперу и, конечно же, акрил. И опять повторюсь – нужен опыт, опыт, и ещё раз опыт. Думаю, каждый найдёт свои собственные рецепты.


- Что касается мелких элементов, то с ПВА-темперой они доставили проблем не больше, чем с акрилом. Как я уже сказал выше, сочетание «краски плюс вода» здесь довольно дружественно к любителю, так что поймать нужную консистенцию можно легко. Правда, для этого ещё потребовалась новенькая кисточка №3/0, но это уже личное дело каждого, каким номером кистей он привык работать.

- С темперными красками безграничным полем для совершенствования мне представляется создание плавных переходов цвета, та самая глубина. Пока это лишь отчасти мне удалось на штанах четвёртого (он же первый для ПВА-темперы) пирата. А вот на следующем, пятом пирате, я считаю, совсем не получилось. Вышло и не плавный переход, и не драйбраш.

- Ну и вот, главное "акриловое" слово прозвучало – драйбраш. Можно ли делать с темперой драйбраш? Мой ответ – можно. Только выражен он здесь будет несколько по-другому. Не забываем, что темперные краски гораздо спокойнее акриловых, и потому «сухая кисть», по моему мнению, пригодится здесь не совсем так, как на акриле. Выступающие кромки всё же лучше прорисовать, а не драйбрашить. А теперь посмотрите чуть выше на синюю куртку четвёртого пирата. Видите небольшие «потёртости» на куртке? Вживую они смотрятся как-то незаметно, но и одновременно создают объём. На куртке пятого пирата этот «драйбраш» ещё более незаметен, но эффект тот же. Короче, на куртках драйбраш получился, чего нельзя сказать о складках рубашек. Там «сухая кисть» не получилась вовсе, я просто слегка прорисовал складки рубашки у «синего» пирата, а у «зелёного», как уже сказал, белый цвет неожиданно закрыл первоначальный жёлтый.

Пожалуй, уже пора заканчивать. Не знаю, насколько полезно то, что рассказал. Всё вышесказанное – это мнение любителя, который в первый раз в жизни попробовал темперные краски для покраски миниатюр 54мм, имея за плечами лишь некий опыт работы с акриловыми красками Citadel и Звезда. Исходя из моего весьма любительского уровня, я бы предпочёл ПВА-темперу из-за её удобства, дружественности к моим умениям. Хорошая укрываемость, оптимальное время засыхания, удобство работы с палитрой, некапризность к сочетанию с водой… Мне очень понравилось. Работая с этими красками, возникает ощущение, что ты поднялся в своём умении как минимум на пару ступеней выше. Сидишь ты вот такой-эдакий художник, пишешь «настоящими» красками… А если серьёзно, то ощущения действительно немного другие. Да и результат интересный, мне последние пираты нравятся.

Что же касается воско-масляной темперы, то мне она понравилась в сочетании некоторых цветов с матовым лаком. Пожалуй, про эти краски я забывать не буду.

Ну а металлики… Ну что ж, это по-прежнему – акрил. Между прочим, у меня до сих пор есть «звездовские» металлики серии «супер», те самые, в стеклянных баночках. Эх, какая там «медь»!

Завершая свой рассказ, скажу, что дома я поставил рядом Пиратов, покрашенных темперой, и Запорожцев, покрашенных акрилом Citadel и покрытых лаком. После чего спросил "сторонних наблюдателей", что лучше. После пары минут тишины единым мнением было следующее: они настолько разные, что сравнению не подлежат. Сравнения удостоились только ВМ-темпера (второй пират) и ПВА-темпера (пятый пират), это те что на предыдущей картинке. В этом сравнении неожиданно для меня ПВА-темпера была названа гораздо более яркой.

Ну и в самом конце - ещё немного картинок. Я, конечно же, понимаю, что фотографии не передают эффект от «живого» просмотра, но всё же прошу посмотреть и сравнить описанных сегодня Пиратов на темпере и Повстанцев с Запорожцами на акриле, покрытых глянцевым лаком.











Ваш «худо»жник-экспериментатор,
Андрей

1 комментарий: